Апокрифы, околохристианские тексты

Библиотека Наг-Хаммади | Новозаветные апокрифы | Ветхозаветные апокрифы | Герметизм | Гностицизм | Свитки Иудейской пустыни | Исследования

Слово о сошествии Иоанна Крестителя во Ад


Святого отца нашего Евсевия, епископа Александрийского, слово о приходе Иоанна Предтечи в ад

Господи, благослови, отче!
Возлюбленные, следует поведать вам, каково было бла-говещение Предтечи в аду и как вопрошали его находившие-ся в аду, ибо посылал он к Господу учеников своих, говоря: "Ты ли это пришел, или иного нам ожидать?" Не не ведая его, посылал, как бы о нем не зная, но перстом указывал на него и возвещал: "Вот агнец Божий, взявший (на себя) грехи всего мира", и еще: "Я крещу вас водой, а среди вас стоит, которого вы не ведаете, тот будет крестить вас Духом Свя-тым и огнем". И не будет так, что лишь тогда ты узнаешь о нем. Так услышь же страшнейшую тайну, ибо здесь Предтеча был Господень. Потому и должен он был в ад прежде Христа вступить, так как находившиеся в аду хотели его вопросить о Господе: придет ли он вывести нас отсюда или нет. И не зная, что следовало бы ответить им, он и отправил уче-ников своих к Господу узнать: "Ты ли это пришедший?", и, пойдя, они ответ ему принесли.

И тогда Ирод, послав в темницу, обезглавил Иоанна. Окончил свой путь Предтеча Господень и сошел в ад. И уз-нали его находящиеся в аду. Были тут Авраам, и Исаак, и Иаков, Исайя и Давид и еще множество других святых про-роков. И спросили Иоанна о Господе, так говоря: "Придет ли освободить нас от мук наших или нет? И совершится ли пророчествованное о нем?" Другие же говорили: "А что ес-ли не захочет смерть принять ради нас?" Пророки же кре-пились духом, говоря: "Суждено ему смерть принять; мы же ведали о том, что будет с ним, и пророчествовали о том всему миру". Отвечая, сказал Иоанн: "Придите, прошу вас, поведайте мне о том, о чем прорицали, и мы, услышав это, воспрянем духом". Отвечая, сказал первый и великий пророк Давид: "Я предвидел, что, никому не возвестив, тихо сойдет он с неба, и сказал: "Сойдет, как дождь, ороша-ющий руно"". Исайя сказал: "Я предвидел, что от девы он будет рожден, и сказал: "Вот дева примет в чреве и родит сына, и нарекут имя ему Еммануил"". И другой, отвечая, сказал: "Я предвидел, что вместо двенадцати патриархов 12 учеников будут служить ему, и возвестил: "На место от-цов твоих стали сыновья твои"". И иной отвечал: "Я пред-видел деяния и чудеса, которые будет он творить, и возвес-тил: "Откроются глаза у слепых, и уши глухих услышат"". И другой в свою очередь сказал: "Я предвидел, что ученик захочет его предать, и возвестил: "Кто ест хлеб мой, возвел на меня клевету"". И другой сказал: "Я предвидел, что за тридцать серебреников захочет его предать, и возвестил: "Оценили меня в 30 серебреников"". И еще Исайя сказал: "Я предвидел, что будет приведен он на судилище, и возве-стил: "Сам Господь на суд предстанет перед старейшинами земли"". Отвечая, Иеремия сказал: "Я предвидел, что за-хотят распять его на древе, и возвестил: "Приходите, вло-жим древо в хлеб его и лишим его жизни"". И другой, от-вечая, сказал: "Я предвидел, что в гроб его положат, и возвестил: "Положили меня в глубокой могиле, во тьме и в обители смерти"".

Так говорили пророки и радовались, получив весть благую от Предтечи. М;лышал же Ад речи их и обратился к дьяволу: "О ком так говорят они, о высокомысленный? Кто это такой, принесший им радость? О ком им благую весть принесли, я не знаю, но вижу их в немалой радости". Отвечая, дьявол сказал ему: "Ничего не бойся и совсем не страшись слов их, не мешай им веселиться: этот - ныне пришедший и радость им принесший - Иоанн Креститель многоглаголи-вый. Когда был он еще на земле, то много возвещал о том человеке и говорил всему миру, что тот избавит вселенную. И вошел я в Иродиаду, единомысленницу мою и последова-тельницу, и с ее помощью разгневал цесаря, и того (Иоанна) во время пира казнили, и дали голову его отроковице, а она с ней как с яблоком поиграла. И тот, про кого он говорил, что придет он спасти вселенную, сам себя не спас". Отвечал Ад дьяволу: "Берегись, брат мой, ходи, оглядываясь, как бы мы с тобой не были обмануты. Разузнай, откуда он и чей он сын. Эти (пророки) очень уж радуются, слыша о нем. Остерегайся и выпытывай, а не то, пока одного собираемся уловить, всего мира лишимся, и это мне будет не только потеря, но осмеяны мы будем и поруганы". Услышав это, дьявол отправился к иудеям и настроил их против Господа; находился он среди них и не оставлял их, подговаривал распять Господа. И не знал окаянный дьявол, что Господня смерть станет воскрешением всего мира. И вскоре на путях, избранных ненасытными, встретил сатана Иуду и начал готовить с ним предательство и вскармливать в нем сребролюбца. Потому-то тот и сказал иудеям: "Что мне дадите, и я вам предам его?"

И кто не возрыдает, услышав слова эти, о возлюбленные! Дрожат у меня руки и ноги, сам разум мутится от слов этих! Повторю снова: "Что хотите мне дать, и я вам предам его". Как не окостенел язык его, как не распухли губы его? Как не замкнулись уста его? Как не иссохли челюсти его и не рассыпались? Как не обмякло все тело его? Как не прилип язык его к гортани, когда он произнес такие слова: "Что хотите мне дать?" Что ты хочешь взять? Они же ничего стоящего не мо-гут дать. Но приди, и спрошу тебя, Иуда: "За что предаешь? Или он тебя обделил чем среди других учеников? Или чего-либо больше другим даровал? Не он ли сделал тебя сопричастным своей благодати? Так за что же предаешь творца неба и земли? И повторю: когда опоясался он Леонтием и омыл но-ги своим ученикам', то и твои ноги омыл так же, как и других. Не обошел тебя ни единой благодатью. И ты решился на пре-дательство! Он же не захотел тебя отринуть из среды учени-ков, а, зная об обмане твоем и предательстве, пригласил на ве-черю с собой. Уж не думаешь ли ты, что не знал он о том, что соблазнили тебя? Потому-то он на той трапезе и сказал: "Об-макнувший вместе со мной пальцы в блюдо и предаст меня". И не сказал тебе: "Уйди с трапезы моей, предатель, ибо не до-стоин ты вкушать со мною". За трапезой сидишь, и рука твоя к хлебу прикасается, и ешь, а душа твоя о цене раздумывает. О горе тебе, Иуда, совершившему такое: серебро взял, а Господа предал, ради серебра сговорился. Потому и сан твой апостольский получит другой, и дом твой останется забро-шенным; из-за тех серебреников многих благ ты лишился и навлек на себя многие беды. Из-за этих серебреников не простится грех отцов твоих и не простится беззаконие матери твоей. Из-за тех серебреников мириады ангелов и тысячи ты-сяч архангелов стали тебе врагами, и мил ты одному лишь дьяволу. Из-за тех серебреников исторгнут ты из сонма апо-столов и пристал к бесам, от престола царского отступил и славу с себя совлек и петлю удавленника на себя наложил. "Что хотите мне дать, и я вам предам его?" И выставили ему 30 серебреников. О горе тебе, Иуда! Что ты совершил? За эти 30 серебреников продаешь творца неба и земли; будучи рабом, продаешь своего владыку. Задумайся: кого ты прода-ешь! Если бы имел раба искусного, ты и его, ценя мастерство его, не продал бы за 30 серебреников. А ты продаешь, окаян-ный, того, кто сотворил все, что ты видишь вокруг. И ты го-воришь: "Что мне хотите дать, и я вам предам его?" И выставили ему 30 серебреников".

После ухода Иуды и исторжения его из среды апостолов стал Иисус скорбеть и тужить: "Скорбит душа моя перед смертью". О милосердие владыки! О предателе скорбил, смерти же не боялся, бессмертный. Слышав же дьявол, что сказал Господь: "Скорбит душа моя перед смертью", решил, что он смерти страшится, и начал усердствовать, и поспешил к Аду и сказал: "Готов будь и отыщи место надежное, и мы за-творим там Иисуса: вот я подстроил, что он умрет, и пригото-вил гвозди, заострил копье и налил уксус. Иудеев наострил на него, точно оружие, и через два дня представляю его тебе, брат мой Ад! Много мне препон чинил на земле и много раз про-гневал меня. Многие сосуды мои незаметно опустошил: что я по зависти своей творил, то он словом исправлял, если я кому-либо разрушал суставы, то он их укреплял: повелевал нести одр на плечах. Другого я ослепил и затворил глаза ему и ра-довался, когда он на стену натыкался или в воду падал, он же, придя неведомо откуда, вопреки мне творил: словом своим дал ему прозреть. А другому, когда он был еще в чреве мате-ри, ослепил я глаза, чтобы не узнал он и самого вида света; он же, встретив его, замесил глину, помазал ею глаза ему и велел омыться ему в купели Силуамской, и тот прозрел. Я же, не зная, куда идти, взял с собой шестерых бесов и всех слу-жащих мне духов и ушел подальше от него, и встретил юно-шу красивого, и вошел в него, и жил в нем. И не знаю, как он проведал про это, и пришел туда же, заклял меня и повелел мне выйти из юноши. И вышел я, и не находил места, куда идти, и просил я его, чтобы хотя бы над свиньями иметь мне власть. И в другой раз по воле моей женщина занедужила на двенадцать лет: кровь истекала из тела ее. И не знаю, откуда он пришел на то место, и увидела его женщина и поспешила к нему, и прикоснулась к полам хитона его, и тут же прекра-тилось у нее кровотечение. И гневался я на него, не смея сра-зиться с ним, и снова ушел оттуда и пришел в края сирийские и края хананейские, и встретил тут прекрасную отроковицу, и вошел в нее, и жил в ней, и зло причинял ей: то в огонь ее толкал, то со стремнины сбрасывал и веселился этим. Мать же ее начала биться в печали из-за нее. И не знаю, откуда он пришел туда же и поселился там. И когда услышала об этом мать отроковицы, поспешила к нему, поведала о дочери своей, говоря: "Помилуй меня, Иисус, Сын Божий, ибо дочь моя совсем бесноватая". Он же тогда, подозвав женщину, сказал ей: "О женщина, велика твоя вера. Так будет же, как ты хо-чешь!" На этот раз не сам пришел изгнать меня, но даровал женщине силу прогнать меня.

В другой раз, когда плыл он через море и уснул, я неожи-данно поднял ветры сильные и взволновал море, и стали биться волны, и поднял я сильную бурю, собираясь утопить корабль, в котором был он с учениками своими. И когда ко-рабль уже готов был развалиться, ученики разбудили его, он же, встав, заклял море, и послушало его море и все ветры, и настала полная тишина. Увидел я, что и здесь он находит-ся, отправился в Вифанию и, полагая, что огорчу его, похитил друга его Лазаря и привел того к тебе, брат мой Ад. И был беспечален, думая, что уже теперь не сможет его у тебя похи-тить. Но четыре дня спустя пришел он, не знаю откуда, ког-да ты - не ведаю я - то ли спал, то ли других стерег, и вы-вел от тебя Лазаря".

И Ад в ответ сказал дьяволу: "Так это тот самый, кото-рый тогда Лазаря вывел? Если это он и есть, то пощади ме-ня и не приводи его сюда. Один только голос его привел ме-ня в ужас и сокрушил мою силу: не могу я вынести голоса его. Этого ли ты призываешь меня заключить? Да он, если придет сюда, и тех, кого я держу здесь, выведет. Я тогда крепко сгноил тело Лазаря, так что оно смердеть начало и стали распадаться суставы его, но когда воззвал он: "Ла-зарь, выйди вон!", тот тотчас выскочил из гроба, как лев из логова идущий на охоту, как летящий орел; всю немощь пре-одолел во мгновение ока. Я того здесь заточить не смогу". Дьявол же сказал, отвечая ему: "Сила твоя и моя, ненасыт-ная утроба твоя - сможем принять его, не пустословь лиш-нее!" Ад же сказал в ответ: "Заклинаешь меня силами, но ка-кими силами? Если бы ты обладал силой, то сразился бы с ним, но, видно, хочешь оправдаться мною и иудеями?" Сказал ему дьявол: "Трус ты немужественный и слабодушный! Мне он столько зла причинил, а я, не переставая, боролся с ним. А ты единожды был им одолен и в такой страх пришел. Я же, когда увидел, что он наружные недуги телесные исцеляет, начал невидимо души человеческие мучить. Когда уз-нал я, что он и здесь пребывает, нашел я достойного юношу по имени Матфей и внушил ему жажду богатства и поставил его собирать налоги. И послушался меня юноша настолько, что даже стал других избивать, и радовался я (глядя на него). Он же, не знаю откуда, пришел и сказал, проходя, юноше: "Иди за мной!" И тотчас же по слову его оставил Матфей сбор налогов, и последовал за ним, и стал его учеником, а мне врагом1. Я же, немало опечаленный, подумал, что молодость юно-ши его привлекла, и он увел его от меня. Тогда пошел я в область Иерихонскую и нашел здесь человека, малого ростом, по име-ни Закхей, и вошел в него, и поставил его собирать налоги. И утешил он меня от печали по Матфею, и надеялся я, что это-го низкорослого не сможет он полюбить. И пришел он, не ве-даю откуда, проходя мимо с народом. Закхей же не мог видеть, кто это мимо идет, и влез на смоковницу, и, подняв взор, Иисус увидел его и сказал ему: "Закхей! Поскорее слезай: нужно се-годня побывать мне в доме твоем". И принял его с радостью в своем доме и потом пошел и возвратил в семикратном размере все, что взимал не по закону, и от своих богатств одарил нищих. И последовал за ним и стал его учеником, а моим врагом. Ко-гда же я не нашел места, куда идти, отправился я к братьям сво-им - иудеям и напустил их на него".

Ад же в ответ сказал дьяволу: "Оставь его, ничего не сделаешь с ним". И сказал ему дьявол: "Я знаю, боится человек смерти. Об этом проведал я, увидев, как предается он скорби и говорит: "Скорбит душа моя перед смертью"". Сказал ему Ад: "Иди и поступай, как хочешь, ибо ты уже опытен в борьбе с ним. И если победишь и мы заключим его здесь, то будешь Царствовать с иудеями. Если же он тебя одолеет и, придя сюда, изведет тех, кто у меня заточен здесь, и свяжет тебя и слуг тво-их и иудеев и предаст их мне, то горе вам будет, окаянные!" Услышал это дьявол и пошел к иудеям, и поднял их против Гос-пода. И собравшись, посовещались они, как его погубить.

И когда так собрались они, пришел к ним Иуда, говоря: "Кого я поцелую, того схватите". И подойдя к Иисусу, поце-ловал его со словами: "Радуйся, учитель!" Господь же сказал ему: "Юноша! Дерзай же свершить то, что задумал!" О по-целуй, полный беззакония! О поцелуй, гибельный для души! О уступка геенне огненной! Блудница, целовавшая ноги Вла-дыки, душу свою очистила от скверны. Этот же, поцеловав, душу свою погубил. Она, целуя, список грехов своих разорва-ла, этот же, целуя, вычеркнул себя из книг жизни. О прему-дрость женщины! О неразумье ученика! Когда она целовала ноги Владыки, ангелы радовались и венец ей готовили, когда этот поцеловал - бесы радовались и сплетали веревку для повешения. "Радуйся, учитель!" Он радуется, а ты - рыдай, ибо радости лишился. "Радуйся, учитель!", и поцеловал его. И подступили беззаконники иудеи, схватили его, в длани сво-ей держащего всю землю, и привели к Пилату. Пилат же си-дел, творя суд, а тот, кто будет судить живых и мертвых, предстоял ему и терпел; прах земной восседал на престоле, а творец неба и земли ему предстоял. Был судим Господь Пилатом за спасение всего мира. И когда судили его, жена Пилатова послала к мужу своему: "Ничего не делай ты пра-веднику этому, много в эту ночь я страдала из-за него". О беззаконие иудейское: женщина, не знающая закона и про-роков, нарекла Христа праведником и сказала: "Ничего не делай ты праведнику тому", а иудеи, чтущие закон и пророков, назвали его злодеем, говоря: "Если бы он не был злоде-ем, то не предали бы его". Тогда Пилат приказал бить его и от-дал его на распятие.

Окаянный же дьявол, увидев знамения, которые были во время распятия: солнце померкшее, землю содрогающуюся, запону церковную разоравшуюся, камни храма распадавши-еся и самого себя поруганного - побежал к Аду и сказал ему: "О горе мне, окаянному, опозорен я! Помоги окаянст-ву моему, затвори врата, чтобы не вошел он сюда, укрепи запорами и гвоздями, и всей силой твоей воспротивься при-ходу его". Поспешил Ад и затворил врата и укрепил их запорами железными. И вот Господь пришел к Аду, пресле-дуя дьявола, и Силы ему предшествовали. Врата же адские укреплены были. И возгласили Силы, воззвав: "Поднимите, врата, своды ваши, и будут сокрушены врата вечные, и вой-дет царь славы". Словно не понимая, Ад изнутри вопрошал: "Кто это - царь славы? Скажите мне". Силы же святые от-вечали: "Господь крепкий и сильный, Господь, могучий в бранях". В ответ же Ад сказал так: "Если все так и есть, то что он ищет здесь? Зачем оставил небеса и сюда пришел?" Свя-тые Силы отвечали: "Раз он царь славы, то, врага своего преследуя, сошел связать его и передать его тебе, а своих воинов вывести отсюда". И сказал Ад дьяволу в ответ: "Трехглавый Вельзевул, отвратившийся от ангелов, посме-шище святым, болезням пособник! Не говорил ли я тебе: не борись с ним? И вот, как я говорил, стоят все перед тобой, и что сделаешь теперь, окаянный? Почему меня ослушался? Выходи, если ты силен, и встречай его, я же тебе помочь не смогу". Окаянный же дьявол, плача, говорил в ответ: "По-жалей меня, не открывай, пока он не уйдет назад, постарай-ся меня ради, хотя я и посрамлен. Кого бы не ввели в заблуждение такие слова? Ведь это он, словно бы смерти страшась, говорил: "Скорбит душа моя перед смертью". В другой раз он молитву возносил к Отцу, говоря: "Отче, если возможно, то пусть минет меня чаша сия". И слова эти обманули меня".
И пока они говорили так, Силы, здесь пребывавшие, воз-гласили: "Поднимите, врата, своды ваши". И пророки взывали: "Отворите врата, пусть войдет царь славы". И Ад трепетал от страха.
И отвечал пророк Давид, так говоря: "Не трогайте его, пусть сбудется пророчество мое. Когда был я еще на земле, то предвидел и возвестил: "Врата медные сокрушил и запо-ры железные сломал"". И сбылось написанное: "Где жало смертельное? Где твоя победа, Ад?" И встретили Иисуса пророки, радуясь и возглашая: "Благословен будь, грядущий во имя Господа". И тогда схватил Господь дьявола, свя-зал его узами нерасторжимыми, пророков же вывел из ада, сказав им: "Идите в рай!" И так вышли они из ада.
Первый из них пророк - великий Давид возгласил, бря-цая на гуслях: "Приходите, возрадуемся Господу, воскликнем Богу и Спасителю нашему, что царь наш, за нас сразив-шийся, одолел". И все отвечали: "Аллилуйя". И снова все тот же Давид возгласил: "Все народы рукоплещите вместе, воскликнем в честь Господа гласом радости, что царь наш, победив, одолел". И другой пророк ему вторил: "Возликуй, дочь Сиона!" И затем: "Восстань, Иерусалим, возроди сла-ву свою, ибо царь твой, ратовавший за нас, одолел". И так в веселье все спешили в рай, славя избавителя нашего Гос-пода Иисуса Христа, которому подобает всяческая слава, почести и поклонение с безначальным Отцом и с пресвятым и животворящим Духом твоим, ныне и вечно и во веки ве-ков. Аминь.