Послания Дионисия Ареопагита к Гаю Ферапевту
Первое послание Дионисия Ареопагита к Гаю Ферапевту
1 Мрак исчезает при свете, и особенно при великом свете; неведение прогоняют
познания, и особенно великие познания.
2 Принимая это в смысле превосходства, а не лишения, утверждай непреложно,
что неведение Бога сокрыто от тех, которые имеют свет и познание о вещах;
3 что этот высочайший мрак Его скрывается при всяком свете, равно как
и при Нем скрывается всякое познание.
4 Если кто, увидев Бога, уразумел то, что видел, – это значит, что
не Его он видел, а что-нибудь из существующего и познаваемого.
5 Сам Он, будучи выше ума и выше бытия, по тому самому, что не принадлежит
к числу познаваемых и случайно существующих предметов, существует сверхсущностно
и познается превыше ума.
6 И это в преимущественном смысле совершенное неведение есть познание
Того, Который выше всего познаваемого.
Второе послание Дионисия Ареопагита к Гаю Ферапевту
1 Каким образом Тот, Кто выше всех, выше и начала божественности, и
начала благости?
2 Ты поймешь это, если под именем божественности и благости будешь
разуметь самый предмет благосообщительного и обожительного дара
3 и то неподражаемое подражание, через которое мы делаемся причастны
божественности и благости, – подражание Тому, Который выше божественности
и благости.
4 Ибо если это служит началом божественности и благости тех, которые
им причастны, то Тот, Кто выше начала всякого, конечно, выше и так называемой
божественности и благости, приемлемых за начало божественности и благости.
5 Как неподражаемый и недостижимый, Он выше всякого подражания и достижения
и выше тех, которые подражают и достигают общения с Ним.
Третье послание Дионисия Ареопагита к Гаю Ферапевту
1 Внезапно – значит то, что бывает сверх ожидания и вдруг делается явно,
будучи до того сокрыто.
2 В отношении к человечеству Христову, я думаю, слово Божие показывает
этим и то, что Сверхсущностный, будучи доселе сокрыт, явился нам в существе
человеческом.
3 Но сокровенным Он остается и после явления, или, скажу еще более,
и в самом явлении,
4 ибо сокровенно это таинство Иесуа и само по себе никаким словом,
ни разумом не изъяснимо, но остается неизреченным даже тогда, когда изрекается,
и непостижимым, когда уразумевается.
Четвертое послание Дионисия Ареопагита к Гаю Ферапевту
1 Каким образом, говоришь ты, Иесуа, Который выше всех, причисляется
по существу к прочим человекам?
2 Конечно, здесь Он называется человеком не как Творец человеков, но
как истинный человек, имеющий полное естество человеческое.
3 Впрочем, мы не ограничиваем Иесуа человечеством, ибо Он не человек
только (иначе Он не был бы сверхсущностным, если бы был только человеком),
4 однако, Он истинный человек, который из несравненной любви к человекам,
будучи сверхсущностным, принял сущность от человеков по образу человеческому
и сверхчеловеческому.
5 Но, тем не менее, Он преисполнен сверхсущности, будучи всегда сверхсущностен,
конечно, по преизбытку ее, и, приняв истинную сущность, стал в сущности
выше сущности и совершал действия человеческие сверхчеловечески.
6 Доказательством этому служит сверхъестественное зачатие Девы и вода,
которая, несмотря на свою текучесть, держала тяжесть стоп, из вещества
и земли образованных, и не разступилась под ними, но сверхъестественной
силой удержалась от разлития.
7 Можно представить и другие примеры, которых весьма много. Кто будет
взирать на них в божественном свете, тот уразумеет непостижимым для ума
образом, что и то, что утверждается о человечестве Иесуа, имеет силу преимущественного
отрицания.
8 Ибо, скажем короче, Он и не был человек, не потому, что не был таковым,
но поскольку был выше человеков, родившись от человеков и стал истинным
человеком непостижимым для человека образом.
9 И совершал действия божественные не как Бог и человеческие не как
человек, но как вочеловечившийся Бог действовал, пребывая с нами, неким
новым богомужным действием.