НОВЫЙ
ЗАВЕТ:
 
ВЕТХИЙ
ЗАВЕТ:
 

оцените наш сайт:

Апокрифы, околохристианские тексты

Библиотека Наг-Хаммади | Новозаветные апокрифы | Ветхозаветные апокрифы | Герметизм | Гностицизм | Свитки Иудейской пустыни | Исследования


Обучение мезонитям в москве - образовательный центр натальи панариной обучение.
Гомилия об архангеле Михаиле


В коптской литературе известно немало гомилий об архангелах, в том числе несколько, посвященных архангелу Михаилу. Данная сохранилась в единственной рукописи, находящейся в Российской Национальной библиотеке, которая представляет собой часть кодекса на саидском диалекте, содержащую заключительную часть гомилии и почти полный текст мартирия св. Виктора.
Почти все указанные гомилии построены по одному плану. Сначала идет восхваление архангела, затем рассказывается какая-либо чудесная история, в которой герою помогает архангел. Все заканчивается нравоучительным заключением. Настоящая гомилия построена подобным образом. Несомненно, она начиналась с энкомия, за которым следует чудесная история, конец которой мы находим в сохранившейся части рукописи. Это известный бродячий сюжет. Богач узнает предсказание о том, что бедный мальчик (в данном случае - сын соседки-вдовы) должен унаследовать его имущество. Он пытается погубить ребенка, но, боясь собственноручно умертвить его, оставляет одного в лесу или бросает в воду в бочке, колыбели, сундуке и пр. В данном случае - в море, что явствует из слов Михаила: "Я - Михаил, который помог тебе во время, когда бросили тебя в море". Все попытки, разумеется, оказываются безуспешными, и богач, наконец, поручает юноше отнести домой письмо, в котором велит своей жене погубить юношу. Доброжелатель юноши, в данном случае архангел Михаил, заменяет это письмо другим, в котором приказывается женить юношу на дочери богача. Любопытно, что в нашей рукописи богача постигает та же судьба, которая, по рассказу Геродота (III, 64), постигла Камбиза: его собственный меч пронзил ему бок, когда он садился на коня.
Особенность этой гомилии, выделяющая ее из круга остальных, - описание судного дня (в связи с ролью архангела Михаила), интересное тем, что знакомит нас с эсхатологическими представлениями коптов.
По палеографическим данным рукопись датируется X в. Но оба произведения - и гомилия, и мартирий - созданы, несомненно значительно раньше.
 
 
 

Гомилия об архангеле Михаиле
 

…пись[мо] на имя [бо]гача. Он запечатал его. Он дал его отроку, сказав ему: "Иди себе в мире выполняй дело, ради которого тебя послали".
Архангел же Михаил, когда сказал это ему, поднялся на небеса, причем отрок смотрел на него. Отрок же не знал того, что архангел Михаил написал в письме.
[И] он принес [пись]мо и да[л его же]не [богача]...
[Она позвала своего управляющего и своих главных служителей. Она сказала им: "Скорее сделайте все для свадьбы моей дочери с этим юным царевичем, согласно письму нашего господина, которое [он] прислал н[ам]".
Случилось ж[е спу]стя несколько дней … брата … богач пришел из чужбины. И когда он приблизился к городу на одну милю, он встретил одного человека (и) сказал ему: "Все ли в моем доме здоровы (букв. "относящиеся к моему дому все здоровы?")?". Ответил [ч]еловек (и) сказал начальнику: "Да, [они здо]ровы". И ... в месяце.. . город ...
"... это дело, которое случилось. О горе, что случилось со мной сегодня (букв, "горе тому, что случилось со мной сегодня")!" "Что это за слово, которое ты говоришь мне, о мой брат?"
Человек же бросился на землю в сильном гневе весьма сокрушаясь. Он вскочил снова, чтобы сесть на свою лошадь: И в это время меч, висящий на нем, пронзил его бок. Он упал (и) тотчас умер.
Один из его слуг сел   на   его   л[о]шадь,   быстро поехал (и) известил его жену, говоря:  "Мой господин … чтобы сесть на свою лошадь. Меч, висящий на нем, пронзил его бок. Он упал (и) тотчас умер".
Его жена же, когда услышала эти страшные слова, задрожала; Она посыпала прахом свою голову (букв, "подняла прах на свою голову"). И когда она собралась встать, она упала (и) тотчас умерла.
И таким образом богач и [е]го жена умерли внезапно в один и тот же день. Сын же (и) вдовы, жи[ву]щей по соседству с [их] домом, у нас[ледо]вал их [дом и их вс]е бо[гатство] .. .
[Пос]ле этого архангел Михаил явился к отроку (и) сказал ему: "Вставай скорей и узнай, кто я и кто сделал тебе большое добро".
Отрок же вста[л], дрож[а], (и) повергся к его ногам, говоря:  "Кто т[ы,  мой  гос]подин?".  [Отве]тил Михаил  (и)  сказал  ему:  "Твой с[паситель] ... архангел(ы) (или "архангельский"). Я - Михаил, тот, который просит за весь род Адама. Я и Гавриил и мой Господь- мы пришли к твоей, мате[ри], когда она [должна была род]ить тебя. Мы попро[сили] Спасителя о тебе, что[бы ты] унаследо[вал] все это доб[р]о. [Я] - Михаил, [тот], который помог [тебе] во время, [когда бро]сили тебя в мо[ре]. [Я] - Михаил, [тот, который] гово[рил с] тобой на [дороге. П]ись[мо] …. Эта вдова, которая живет на твоей улице, - не оставляй ее, потому что она - твоя мать, та, которая родила тебя своим чревом".

Когда же [ар]хангел Михаил сказал это ему, он поднялся на небеса в славе.

Вы видели, о мои возлюбленные, милосердие великого арханг[е]ла Михаила по отношению ко всему человечеству. Мы же - нам надлежит, чтобы мы стре[мились] к нему во всех мо[литвах]. Пусть мы пой[дем] … видеть нас. Ибо они суть светильники угасшие. Разврат, клевета, корыстолюбие, зависть, ненависть и другие все грехи - каждый человек, который совершает эти (дела) такого рода, они суть светильники угасшие.
Теперь же, о братья мои, да будем мы бдительными и да следим мы за собой. Взгляни на твой конец, о человек, если ты говоришь: "Никакого суда не будет". Ведь во время, когда приблизится судный день, будут … и … человек … клеветники, хвастуны, дающие ложную клятву, развратники, насильники, лгущие друг другу. Это знамения, которые будут сначала. После этого зависть охватит народы (букв, "восстанет на народы"), ветер задует за ветром, голод (последует) за голодом, отец восстанет на сына, сын - на своего отца, дочь - против своей матери, брат - против своего брата, сестра - против своей сестры. В эти дни люди...

Сыны Исава восстанут на христиан и будут теснить их, как Навуходоносор в то время, когда он теснил сынов Израиля, когда Бог предал их в его руки за их грехи. Когда мы увидим это происходящим - (то, значит), приблизился последний день и последний час, те, о которых не знает никто, ни, даже ангелы, которые на небе, кроме одного Отца. Тогда солнце потемнеет, и луна станет кровавой, звезды неба упа[дут] на землю. . . [Смяте]ние (букв, должно стоять "смятения") будет и землетрясение по (хата) местам. Высохнут реки и источники. Великая река, по которой плывут суда, станет безводной, и другие три реки' - люди будут переходить через них.

После всего этого Сын человеческий снизойдет, сидя на светлом облаке. И увидят его все племена земли и будут скорбеть и плакать. Когда он сядет [в] долине Иоса[фат]овой,   сядут с ним [две]надца[ть апосто]лов …  [в]се соберутся и придут в это место (и) взглянут на небо и увидят Бога-Отца. Тогда упадут солнце и луна и предстанут также на суд Бога.

И после этого затрубит Михаил в долине Иосафатовой. В первый раз, когда он затрубит, выйдет великий ветер. Когда задует ветер, он опустит землю [на] один локоть. [Ког]да он затрубит во второй раз, он опустит землю на два [локтя. Когда он затру]бит [в тре]тий [раз, он опустит землю] на три локтя. П[ос]ле этого ветер будет в то время. Дыхание Бога придет, будучи весьма благоуханным (букв, "смешанным (с благоуханиями)", ... Дух Бога сойдет на землю от края до края земли. И мертвые встанут из своих могил от Адама, первого человека, и соберутся все в долину Иосафатову. Они соберутся все на суд Христа, и их будут судить. Тогда Бо[г] заставит долину Иосафатову расшириться в [т]от день. Будет страх … Б[о]г соберет [их и] отделит друг от друга, подобно пастырю, который отделяет овец от козлищ. Это знак, по которому узнают праведников и грешников. Праведники станут светлы, как солнце. Грешники станут темны, как вретище. Тогда ангелы Бога отделят праведников. Праведники будут с[права] от него, грешники же будут стоять, [прич]ем позор … их … выпустят …, [Дьявол] привлечет к себе всех своих. Тогда он придет в место, в котором находится Христос, судя весь мир. Он станет в отдалении, рыча, как львы, и возопит: "Дай мне моих". И ты найдешь грешников более многочисленными, чем праведников. Дьявол же сам, когда увидит их более многочисленными, чем праведники, обрадуется и скажет таким образом нашему Господу: ,,Пос[мотри] себе на [мо]их, что они многочисл[енны] весьма! Я же …

… руки, как ты. Теперь же вот мои более (пара) многочисленны, чем твои". И тотчас благой Отец откроет семь небес одно за другим и взглянет, и увидит своего сына сидящим и судящим мир. Архангел же Михаил, когда увидит грешников весьма многочисленными и услышит то, что лукавый сказал, тотчас преклонится перед судьей истинным в последний раз, [чтобы] он смилостивился [над] че[лове]чеством, [гово]ря: … создание твоих рук. Не дай его дьяволу, о милосердный, сострадательный. В то время, когда они (были) в мире, он пленил их пленом греха".

Когда   Бог   увидит   своего   великого архангела Михаила плачущим, ответит ему владыка всего: "Перестань   плакать, о   мой   избранник   Михаил, о мой управитель добрый. Разве хорошо им ... те, которые покаялись … войти в эти все муки. Но ради тебя, о мой избранник Михаил, и твоих слез, которые ты пролил из-за них, повелеваю тебе, чтобы ты выполнил все свое желание в отношении тех, которые слева, и причислил их к тем, которые справа от меня". Тогда Михаил обрадуется и раскроет свои крылья, весьма великие. Тотчас он пойдет к ним и наполнит свои светлые крылья разом [и] возьмет их к тем, которые справа от [От]ца б[лагого] … и он не оставит ни одной души из тех, которые грешили на земле и (вместе с тем все же) сделали немного добра. Когда Михаил много поблагодарит, Бог скажет своим святым: "Введите и вы также тех, которые сделали немного добра во имя ваше на земле, согласно (хата) тому как я сказал   своими   божественными   устами: "Тот,   кто   напоит единого из малых   [сих]   одной   чашей   воды,   во   [имя]   учени[ка], истинно говорю в[ам, что] он [не лишится своего воздаяния] …" …" …[свя]т[ые] поведут своих. Тотчас грешники, которые остались в этот день, те, в которых не нашли ничего хорошего - тотчас они возопят перед судьей истинным, говоря с обильными слезами: "О Боже вседержитель, мы недостойны твоего милосердия. Мы просим тебя, о Господь милосердный, будь милосерден и к нам •тоже". Тогда ответит судья истинный, [го]воря: ,,[О соз]дание моих [рук, разве не] из-за [вас] . . . Разве не из-за [вас] забили гвозди в [мои] руки? Разве не из-за вас плевали в мое лицо и дули (в знак презрения) на меня? Разве не из-за вас пронзили мне копьем мой бок? В то время, когда вы были в мире, не было никакой правды на ваших путях. Теперь же (2е) ради какого добра, которое вы сделали, я прощу вас? Но погодите немного". И Бог поднимет свои глаза кверху, и Отец закроет •семь небес одно за другим. Тогда он о[бернется] к гре[шникам] .и с[кажет:] … вам, о мое создание, как мой отец   закрыл  семь   небес из-за вас". Когда Сын Бога скажет им таким образом, возвысят свои голоса грешники, плача. В это время Сын Бога закроет свое лицо светлой одеждой и заплачет обо всем человечестве. И все святые закроют свои лица и заплачут. Архангелы и ангелы - все они будут плакать о грешниках, когда увидят своего господа плачущим. [Го]ре, горе всем гре[шникам] в тот де[нь].

Праведный сын, который стоит справа, протягивая свою руку к своему грешному отцу, который слева, плача, говорит:  … Почему вообще, о мой отец, ты родил меня на земле, чтобы я увидел тебя таким образом? Вот ты будешь сегодня отчужден от меня, твоего сына!"1.  Праведная дочь женщины, которая стоит справа и видит свою грешную мать, [го]ворит:  "[Го]ре мне, моя ма[ть], почему вообще ты родила меня в мир, чтобы я увидела тебя та[ким образом. Вот ты будешь отчуждена от меня сегодня". … брат] праведный брата грешного и вообще все чины, будь то на небе, будь то на земле - они придут в это одно место. И ты найдешь ангелов безгрешных стоящими в трепете. Ведь тот день-день печали и смятения (букв, "день печальный и смятенный"). После этого скажет он голосом бесповоротным: "Пусть грешники возвращаются в преисподнюю". В то время, когда будет тот страшный голос, [ан]гелы (неба?) повед(ут)... В тот день преисподняя откроет свой рот, и бездна также откроет свои губы и поглотит всех грешников. Благо человеку, который спасется от осуждения в тот день. Это день, когда будет (букв, "явится") восхваление праведников вместе со всеми святыми.
После   этого,   когда   Сын   человеческий   встанет   и   будет   стоять, после того, как   он  уже произвел суд над миром, тогда небо свернется, как свиток, как если бы его вооб[ще] не сотворили. [Зе]мля, опять-таки, - [ее опустят] вниз на ты[сячу] локтей, до ее основания (букв, "оснований"). Когда же это случится, Бог сотворит новое небо и новую землю. Когда он сотворит землю девственную и очистит ее, праведники будут наслаждаться на ней. Эту землю Бог даст святым в наследие им. С того дня не будет деревьев вторично; ни солнце, ни луна не будут вторично; ни мужчина не женится на женщине, н[и] женщина [не выйдет замуж]. Небо и земля будут одно. Те, что на небе, будут сходить на землю; те, что на земле, будут восходить на небо. О, блажен человек, который будет помнить об этих словах и соблюдать их, пока он не придет в то место, а именно, в долину Иосафатову.

Теперь же, о мои возлюбленные, да будем мы бдительными и да следим мы за собой, так как мы не знаем (ни)  дня, ни часа, а который нас посетят и [уберут] из мира. Блаженны [те, которых] найдут... сказать (или "слово") не только о теле, но и, опять-таки, о душе. Он – тот, который придет в место архангела Михаила в радости. Архангел же Михаил со своей стороны обрадуется им также, что они пришли в место покоя непреходящего. В особенности те, которые творят любовь и приношение во имя его и во имя всех святых. Вот мы узнали, что у нас есть наш [пом]ощник на [небе], который просит за нас, а именно архан[гел] Михаил … [про]сит его ... судья и отпустит на[м] наши грех[и и] спасет нас от лукавого, потому что прощающим и сострадательным является наш господь Иисус Христос, тот (т. е. Михаил), от которого всякая слава подобает ему и его отцу благому и духу святому ныне и присно и во все веки веков. Аминь.
 

* * *
 

Примечания

1.  Букв. "Я - твой сын".


НОВЫЙ
ЗАВЕТ:
 
ВЕТХИЙ
ЗАВЕТ:
 

оцените наш сайт: