Апокрифы, околохристианские тексты

Библиотека Наг-Хаммади | Новозаветные апокрифы | Ветхозаветные апокрифы | Герметизм | Гностицизм | Свитки Иудейской пустыни | Исследования

Второе послание Климента Епископа римского к девственникам


Глава 1

Да будет известно вам, братья, каковы были обращения наши во Христе со всеми братьями нашими, в местах, в которые мы ходили, чтобы, если это угодно вам в страхе Божием, и вы также обращались. Мы же, с помощью Божией, так обращаемся. С девами не живем, и не имеем к ним никакого дела, и с ними ни едим, ни пьем, и где спит дева, не спим, и не умывают женщины ног наших, и не помазывают нас, и совершенно не спим там, где спит дева, не принадлежащая мужу, или взрослая дочь, и если она одна в известном месте, там не ночуем. Если же застигнет нас время на каком-либо месте, в поле, или в городе, или в деревне, где встре­тятся нам и найдутся братья, – входим к брату и созываем туда всех братьев, и говорим с ними слова увещательные и честные. И умеющие между нами говорить говорят бодро и благоговейно слова важные, достопочтенные и трезвенные в страхе Божием, – и чтобы угодить Богу во всём, и чтобы предшествовать им и предварять их в делах благих, и быть во всём без при­творства (sine fuco), как прилично и праведно народу Божию.

 

 

Глава 2

Если же случится, что мы очутимся далеко от домов и ближних, и склонится день, и наступит вечернее время, и братья, по братолюбию и страннолюбию, побудят нас остаться у них и бодрствовать с ними, чтобы они могли послушать и сотворить слова святые Божии, и напитаться словами Господними, чтобы помнить их, и принесут нам хлеб и воду и что Бог послал, – в таком случае мы соглашаемся переночевать с ними, если там есть муж святой, и идем к нему и остаемся у него. И сам брат этот приготовит нам всё необходимое, и сам будет служить нам, и сам умоет нам ноги и помажет нас елеем, и сам постелет нам ложе, вручая нас покрову Божию, и мы спим. Всё это брат тот святой, находящийся в том месте, где мы остановились, будет делать сам собою и служить братьям: и каждый из братьев, нахо­дящихся в том месте, будет служить вместе с ним во всём необходимом для братьев. Женщина же – отроковица или имеющая мужа в то время – да не будет там, хоть богата она, хоть взросла, христианская ли то раба, или язычница; но только одни мужчины с мужчинами. Если же увидим, что надо стать и молиться за женщин и гово­рить слова увещания и назидания, – созываем братьев и всех сестер святых и дев и всех женщин, находящихся там, со всякою скромностью и благоприличием, чтобы пришли для утешения истинного. И умеющие между нами говорить говорят и увещают их речами, которые Бог дал им. И тогда молимся, и приветствуем мужчины мужчин: жены же и девы окутывают руки своими одеждами, также и мы бодро и со всякою скромностью, благоговейно подняв глаза вверх, и со всяким благоприличием окутываем своей одеждой нашу дес­ницу, и тогда придут и приветствуют нашу десницу, окутанную одеждой[1]. Тогда идем, куда даст нам Господь.

 

 

Глава 3

Далее – если придем в такое место, где нет святого брата, но все ведут жизнь супружескую (sunt socii), и примут брата, пришедшего к ним, – все находящиеся там да служат ему и заботятся о нём во всём, тщательно и благосклонно; а этот брат, как равный, да принимает услуги их, как равный. И да скажет этот брат находящимся в том месте людям, ведущим жизнь супружескую: мы, святые, с женщинами ни едим, ни пьем, и не служат нам женщины или девы, и ног не умывают нам женщины, ни помазывают нас, и не обращаются с нами женщины, и мы не спим, где спят женщины, чтобы нам быть безупречными во всём и не быть кому-либо в преткновение или соблазн, но, исполняя всё это, быть без соблазна всякому человеку. Итак, как люди, "знающие cтpax ЯХВЕ, человеков увещаем, Богу же мы открыты" (2 Кор. 5:11).

 

 

Глава 4

Если же случится нам удалиться в такое место, где нет мужчины, но все женщины и девы верные, и убедят нас переночевать в том месте, – созываем всех их в одно место, на правую сторону, и спрашиваем их, как они живут, как будто желаем узнать от них что-нибудь, и, видя их образ мыслей, говорим с ними, как при­лично, как люди, боящиеся Бога. И когда созванные собе­рутся все, и мы видим, как они живут, – говорим с ними слова чистоты в страхе Божием, и читаем им Писание, с благоговением изрекая слова краткие и сильные, полные страха Божия, со всяким умилением и душевным вниманием, делая всё к назиданию и утверждению их, и с ними, как с союзницами, говорим о Господе, как подобает. Когда же склонится день и наступит время вечера, чтобы переночевать там, – избираем женщину старую и скромную более всех других, и говорим ей, чтобы дала нам место отдельно, куда бы не ходила ни женщина, ни дева, и принесла бы нам та женщина старая зажженную свечу и всё, что нам необходимо, принесла бы нам, подобно тому как из любви к братьям приносит всё, что необхо­димо для служения братьям-странникам. Старица же эта – та, которая во многих помышлениях долгим временем усовершилась, если детей воспитала, если странников принимала, если ноги святым умывала. И она, когда наступит время сна, уходит и идет домой с миром.

 

 

Главa 5

Если же удалимся в место и найдем там одну и единственную женщину верную, и не будет там никого другого, кроме неё одной, – не останавливаемся там и не молимся там, и не читаем там Писаний, но бежим как от змея и как от сети греховной. Мы нисколько не презираем верную женщину (да не будет, чтобы так мы разсуждали о братьях во Христе), но поскольку она одна, боимся, чтобы кто-либо не наложил на нас иск в словах лжи, – ибо сердца человеков во зле положены и утверждены, – и чтобы не дать повода тем, которые желают обвинять нас и говорить о нас дурное, и чтобы никому не быть в соблазн. Поэтому отсекаем причину желающим на нас причины; поэтому бережемся, чтобы никому не быть соблазном – ни иудею, ни эллину, ни церкви Божией, и не ищем себе одним пользы, но – полезного для многих, чтобы спаслись: ибо и нам неполезно, если кто будет соблазняться нами. Будем же тщательно во всякое время беречься, чтобы не дать преткновения братьям и не подвергнуть их смущению мыслей, будучи для них соблазном. Ибо если ради пищи скорбит брат, или претыкается, или немощствует, или соблазняется, то мы не ходим в любви Божией. Ради пищи твоей губишь того, ради кого Христос умер. Итак, "согрешая в братьев ваших и бия их совесть, которая немощна, во Христа согрешаете. Потому если пищей соблазняется брат, – да скажем верные, – не будем есть мяса во веки, да не соблаз­ним брата нашего" (1 Кор. 8,10-13). Всё это делает всякий, кто истинно любит Бога, кто истинно несет крест свой и облекается во Христа и любит ближнего своего, кто хранит душу свою так, чтобы и ему никто не был соблаз­ном, и им не соблазнился кто-либо и умер – по той при­чине, что он учащает к девам и живет у них, что неприлично, к разстройству тех, которые видят и слышат эти недобрые отношения, исполненные преткновения и опасности и близкие к смерти, что не подобает христианину. Блажен человек, который бережется и боится всего ради чистоты.

 

 

Глава 6

Если же случится нам зайти в такое место, где нет христианина, и побудят нас остаться там на несколько дней, то да будем "мудры как змеи и просты как голуби" (Матф. 10:16), и не будем как немудрые, но как пре­мудрые, во всяком обучении страха Божия, да славится Бог вo всём чрез Господа Исуса Христа, чрез отношения ваши чистые и святые. "Ибо если мы едим, или пьем, или иное что творим, всё во славу Божию да делаем" (1 Кор. 10:31), так чтобы все видящие нас познали, что мы – семя благословенное и святое, сыны Бога живого – во всём, во всех словах, в благоговении, в скромности, в правоте[2], – чтобы мы ни в чем не подражали народам, и, верные, не были подобны людям, но во всём отчуждены были от злых, и не бросали святыни псам и бисер свиньям (Матф. 7:6), но во всяком научении и вся­ком знании и всяком страхе Божием и всякой бодрости ума прославляли Бога. Ибо мы не так служим, как пьяные язычники, богохульствующие в забавах своих, в словах обольщения[3] по причине нечестия своего. Поэтому мы не поем язычникам и писаний не читаем им, да не будем подобны поющим или играющим на арфах, или поющим голосом, или гадалкам, как многие, которые зани­маются этим и делают это, чтобы насытиться кусочком хлеба глупости, и ради небольшого приема вина идущие и поющие песни ЯХВЕ на земле чужой, языческой, и делающие, чего не следует. Не делайте так, братья! Просим вас, братья, да не делается этого между вами, но препятствуйте и тем, которые избрали себе это и обращаются в глупости и безразсудстве. Не нужно, братья, быть сему так. Просим же вас, братья правды нашей, да будет это так у нас и у вас в пример верующим, которые имеют уверовать. Да будем в числе овец Христовых, святых и праведных всякою правдою и во всяких отношениях, обращаясь в правоте и святости, как подобает верным, и почитая честных, скромных и святых, про­славляя и величая, и украшая собою всех общников в труде. Ибо вы – радость наша и венец наш, и надежда наша, и жизнь наша, если стоите о Господе и если истинно верны и правы во всём о Господе. Аминь.

 

 

Глава 7

Итак, братья, рассмотрим и увидим, каким образом обращались все отцы праведные во всё время жизни своей: разыщем и изследуем от Закона до Нового за­вета. Ибо и хорошо и полезно – знать, сколько и каких людей погибло чрез женщин, и сколько и каких женщин погибло чрез мужчин, – от частого посещения, каким посещали они друг друга. Потом я покажу еще, сколько и каких мужей жили с мужами всё время жизни своей, и даже до конца пребыли во взаимном общении в служении чистоты без порока.

 

 

Глава 8

И это явно и известно, что таков был Иосиф – верный, благоразумный, мудрый, праведный и благочестивый во всём. Не восхотела ли женщина красоты его – чистого и правого? И когда он не поддался и не склонился сотворить похоть и волю её, – в похоти она подвергла мужа праведного всякому озлоблению и мучению, даже до смерти, посредством свидетельства ложного. Бог же освободил его от всех бедствий, постигших его чрез негодную супругу. Видите, братья, неутомимость плотского взора этой египтянки, как жег он мужа праведного. Поэтому не будем часто у жен и дев, ибо это не полезно тем, которые хотят видеть чресла свои в истине. Надлежит же любить сестер во всякой святости и чистоте, со всякою сдержанностью мысли, в страхе Божием, не часто с ними обращаясь, да не привыкнет нога наша быть у них во всякий час.

 

 

Глава 9

Не слышал ли ты о Самсоне-назорее, муже храбром, с которым был Дух Божий? Этот муж был назорей и свят Богу, и был в мужестве и силе: жена его погубила дешевым телом и похотью злою. Не будь, как он; знай себя, знай цену свою; мужа жена уловляет дорогие души. Поэтому совершенно не советуем мужчине сидеть у замужней жены, и всякому – оби­тать с дочерью взрослою, или спать, где она спит, или бывать с нею часто. Это противно и несообразно со страхом Божиим.

 

 

Глава 10

Не учит ли тебя поступок Давыда, которого нашел Бог мужем по сердцу Своему, человеком верным, совершенным, святым, истинным? Он увидел красоту женщины (я говорю о Бефсаве), увидел её моющеюся и купающеюся, нагою. Увидел её муж святой, и поистине пленен был желанием видеть её. Видите, какое зло учинил ради жены: и согрешил муж этот праведный, и повелел убить мужа её, и это на войне. Видите, сколько злых коварств соединил и сделал, и ради похоти жены убил убийством – Давыд, который назван помазанником ЯХВЕ. Научись, человек, – если такие мужи погибли чрез женщин, то какова твоя праведность, или каков ты между святыми, если обращаешься с женами и девами ночью и днем, в безумии многом, без страха Божия? Нет, братья, не так будем обращаться по падении их, но будем помнить слово, говорящее о женщине: "руки её держат узы, и сердце её приготовляет сети; праведный вырывается от неё, а нечестивый падает в руки её" (Еккл. 7:27). Будем же остерегаться, чтобы не жить нам, святым, с дочерью возмужалою: ибо недобры и неправедны такие обращения раба Божия.

 

 

Глава 11

Не читал ли ты об Амноне и Фамари, детях Давыда? Этот Амнон возгорался похотью к сестра своей, и унизил и не пощадил её, поскольку воспламенился к ней по­хотью гнусною, и сделался зол и нечестив ради связи с нею, которая не была в страхе Божием, и сделал дело гнусное в Израиле. Поэтому не следует и неприлично обращаться с сестрами в смехе и распущенности, но со всякою чистотою и святостью и в страхе Божием.

 

 

Глава 12

Не читал ли ты об имени (de familia) Соломона, сына Давыдова, которому дал Бог премудрость и знание, и величие сердца, и богатство, и славу великую – больше всех людей? И он погиб чрез женщин и отступил от ЯХВЕ.

 

 

Глава 13

Не читал ли и не знаешь о старейшинах тех в дни Сусанны, которые, поскольку часто бывали с женщинами и засматривались на красоту чужую, пали в глубину похоти и не сумели удержаться в сознании долга непороч­ности, но были побеждены лукавою мыслию, и поднялись против Сусанны блаженной, чтобы растлить её? А она не совершила желания их постыдного, но поведала Богу, и освободил её Бог от рук старцев нечестивых. Итак, не следует ли нам бояться и страшиться их, когда эти старцы, судьи и старейшины народа Божия ради женщины отказались от чести своей? Они не вспомнили слова сего: "не засматривайся на красоту чужую"; и: "красоты женщин многих погубили"; и: "с замужнею отнюдь не сиди" (Сирах. 41:26; 9:9,12). И опять – того, кто сказал: "возьмет ли кто огонь в пазуху, риз же своих не сожжет ли? Или ходит ли муж по углям, и ноги его не обожгутся? Так всякий, кто входит к жене замужней, не будет чист от зла, и не выйдет, каким пришел к ней" (Притч. 6:27-29). И еще говорит: "не желай красоты женщины, чтобы она не пленила тебя ресни­цами своими, и не высматривай девы, да не погибнешь в желании её, и к хорошо поющей не примешивайся" (Сир. 9:3-5); и: "думающий стоять, да соблюдает себя, чтобы не упасть" (1 Кор. 10:12).

 

 

Глава 14

Посмотрите еще, что сказали мужи святые о пророках и апостолах Господа нашего. Вы увидите, что никто из святых не был часто с девами[4], ни с замужними молодыми женщинами, ни с вдовами, которых бегает боже­ственный апостол. Рассмотрим обращение в cтpaxе Божием святых мужей. Вот находим на­писанное о Моисее и Аароне, что обращение и жительство их было с мужчинами, которые к ним обращались[5]; также – и Исус, сын Нуна: жены не было с ними, но они одни свято служили пред Богом, мужчины с мужчи­нами. И не только это, но они и народ учили, чтобы всякий раз, когда отправляется войско, каждое колено шло отдельно, и женщины отдельно шли с женщинами за войском, также и мужчины – отдельно в колене своём. И по заповеди ЯХВЕ они так и ходили, как народ мудрый, чтобы не было замешательства какого из-за женщин: когда отправлялось войско их в прекрасном и правильном порядке, они шли беспрепятственно. Ибо так свидетельствуют священные Писания к слову: когда перешли сыны Израиля море Суф, воспели Моисей и сыны израилевы хвалы (laudes) ЯХВЕ, говоря: "поём ЯХВЕ, ибо славно прославился". И когда Моисей перестал петь, тогда Мариамь, сестра Моисея и Аарона, взяла тимпан в руки свои, и вышли за нею все женщины, и пели с нею, женщины с женщинами отдельно, и мужчины с мужчинами отдельно. Далее – и Елисея, и Гиезия, и сынов пророческих также находим в страхе Божием, и женщины не было у них. Михея и пророков всех тоже находим жившими в страхе ЯХВЕ.

 

 

Глава 15

И – чтобы не говорить слишком долго – что сказано о Господе Иисусе Христе? Сам Господь, когда пришел в мир, был безотлучно с двенадцатью учениками своими. И не только это, но и когда их посылал, послал по два вместе, мужчин с мужчинами; женщины же не были посланы с ними, и ни в дороге, ни дома они не жили с женщинами или с девами, и таким образом уго­дили Богу во всём. И сам Господь Иисус Христос, когда говорил с тою женою самарянкою у колодца наедине и ученики, придя, нашли его говорящим с нею, – удиви­лись, что Он стоит и беседует с женщиной. Не в Нём ли дан неуклонный предел, край и образец для всех родов человеческих? Но и это не всё: и по воскресении Своём из мертвых, когда Мария прибежала ко гробу и, падши к ногам Господа и поклонившись Ему, хотела обнять Его (eum apprehendere), Он сказал ей: "не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не взошел к Отцу Моему" (Ин. 20:17). Не удивительно ли, что Господь не позволил Марии, жене блаженной, прикоснуться к ногам Своим, а ты жи­вешь с женщинами и девами, и они служат тебе, и спишь, где они спят, и они умывают тебе ноги и помазывают тебя? Горе душе неправедной! Горе душе безстрашной! Горе этой смелости и глупости, которая без страха Божия! От­чего не осуждаешь себя? Отчего не испытываешь себя? От­чего не знаешь себя и меры своей? Вот что верно, вот что правильно и праведно; вот в чем непреложные пре­делы для тех, которые искренно обращаются в Господе. Жены же многие святые служили святым от имений своих. Так служила Елисею суламитянка (sulamitis), но с ним не жила, и пророк жил в отдельном доме. И когда умер сын её и она хотела броситься к ногам пророка, но слуга не позволил и запретил ей это, – Елисей сказал отроку: "оставь её, ибо душа её скорбит в ней" (4 Цар. 4:8,27). Отсюда надлежит уразуметь жизнь их: Господу Исусу Христу служили жены от имений своих, но с Ним не жили; и апостолам, и Павлу, как находим, тоже служили женщины, но они с ними не жили, а целомудренно, свято и безпорочно обращались пред Господом, и окончили течение своё и приняли венец свой от ЯХВЕ, Бога Всемогущего.

 

 

Глава 16

Посему просим вас, братья о Господе, да coxpaним это между нами и cиe помышляем, чтобы нам быть едино с вами и вам едино с нами (in nobis), и чтобы во всём все мы были одна душа и одно сердце в Господе. Кто знает Господа, послушает нас, а кто не от Бога, не послушает нас. Кто действительно хочет сохранить святость, послушает нас, и дева, истинно же­лающая сохранить девство, послушает нас, а которая не хранит девства своего поистине, не послушает нас. Потом здравствуйте в Господе все святые. Мир и радость да будет с вами от Бога Отца чрез Исуса Христа, Господа нашего. Аминь.


 

[1] Здесь очевиден римский обычай приветствия за запястье (т. к. окутывается именно запястье), а не за кисти рук, как теперь принято.

[2] Вариант: в смирении (in humlitate).

[3] Вариант: нечистоты.

[4] Вариант: посмотрим, бывал ли кто из святых часто с девами.

[5] Вариант: которые обращались также, как и они.