Быт
| Исх | Лев
| Чис | Втор
| Нав | Суд
| Руфь | 1Цар
| 2Цар | 3Цар
| 4Цар | 1Пар
| 2Пар | 1Езд
| Неем | 2Езд
| Тов | Иудифь
| Есф | Иов
| Пс | Притч
| Еккл | Песн
| Прем | Сир
| Ис | Иер
| Плач | Посл
Иер | Вар | Иез
| Дан | Ос
| Иоил | Ам
| Авд | Иона
| Мих | Наум
| Авв | Соф
| Агг | Зах
| Мал | 1Мак
| 2Мак | 3Мак
| 3Езд |
||||
|
Как записан был Иисус священником1: христианам о признании Господа нашего Иисуса Христа Сыном Бога Живого и Святой и Пречистой Владычицы нашей Приснодевы Марии В царствование блаженной памяти набожного кесаря Юстиниана2
жил некий старейшина иудейский по имени Феодосии, который ведом был многим
христианам вплоть до самого правителя той страны.
Будучи с помянутым Феодосией знаком и часто бывая у него в доме, он
очень любил этого иудея и без устали убеждал его обратиться в христианство.
Наконец однажды названный Филипп сказал тому иудею так
Иудей же, слыша эти слова от христианина, возблагодарил его за них и
так ответил:
Вы, христиане, веруете в пришествие Иисуса Христа, которое проповедовали
Завет и пророки, и поклоняетесь Ему. И я верую в то же - признаюсь тебе
со всею прямотою, как другу, ибо ты мне желаешь спасения и печешься о моем
же благе. Но мною владеют человеческие помыслы, и потому не могу я принять
христианства, хотя корю себя за это. Ведь, будучи старейшиной в стране
Иудейской, я окружен великим почетом и пользуюсь всем тем, на чем зиждется
благоустроение этой жизни. Обратившись же в христианство, я все это утрачу.
Не бывать мне тогда патриархом Соборной Церкви, не собирать многих податей.
Как ни стремлюсь я обрести вечную жизнь, но все же забочусь и о земной
и потому не могу перейти в христианство.
Со времени построения храма в Иерусалиме обычай предписывал иудеям приставлять
к храму двенадцать священников, ибо таково число наших письмен и число
книг Божиих. Имя же каждого из тех священников вместе с именами его отца
и матери заносили в книги. И когда один из священников умирал, оставшиеся
на общем совете избирали вместо покойного священника нового, дабы соблюсти
число двенадцать, А в книгах делали запись: сего дня умер священник, сын
такого-то и такой-то, и общим советом был вместо
И вот в тот год, когда Иисус не начал еще обращать Иудею и учить веровать в Него, случилось так, что умер один из этих двенадцати священников, но кого ни приводили, предлагая назначить взамен покойного, ни один не оказался достоин, и прочие бранили его, считая, что ему недостает ума, ибо истинный священник обязан быть мудрым и отличаться простым и добрым нравом. Так они перебрали многих, однако никого не признали пригодным, а других уже и искать было негде. Тогда встал один из совета и сказал: "Те, которых вам предлагали, недостойны были священства. Выслушайте же меня, и я укажу вам человека, который заменит покойного. Ибо я знаю, что никто из вас не возразит против моего выбора". И попросили его назвать имя того, кого он мыслит поставить вместо покойного священника, и он сказал: "Это сын плотника Иосифа, Иисус, Который, правда, юн телом, но слова, жизнь и обычаи Его благи. Это, полагаю, ясно как день и вам, и всем жителям Иерусалима". Вняли этим словам остальные священники и решили одобрить выбор Иисуса,
согласившись, что Он достоин священства как никто иной. Некоторые, впрочем,
говорили, что Он не из колена Левин, но из колена Иуды, полагая Его сыном
Иосифа, который, как думали иудеи, был из племени Иуды, а не Левин. И подтвердили
это все и из-за того только не хотели допустить Его до священства. Однако
назвавший Его священник ответил: "Род Его смешанный - ибо когда нам еще
не был дан закон, при Аароне-первосвященнике, перемешались оба племени.
Отсюда и вышел Иосиф". И как только он сказал это, прочие приняли названного
им и на общем совете единодушно согласились назначить вместо покойного
священника Иисуса.
Тогда приказали священники привести доверенных женщин и повелели им тщательно исследовать, дева Мария или нет. И те, осмотревши тело ее, признали и сказали по правде священникам, что непорочна Мария, чей сын - Иисус Христос. Явились также женщины, которые были при рождении Иисуса, и подтвердили, что видели все своими глазами, И подивились священники, слыша такие слова от Марии и других женщин, которые свидетельствовали, что именно она родила Иисуса. И твердо сказали ей: "Мария! Угодно нам назначить сына твоего священником, и хотим мы из твоих уст услышать, кто Его отец, дабы под этим именем Его внести в книги. Как ты нам скажешь, так мы Его и запишем". Она же ответила им напрямик: "Как возвестил мне ангел Божий, что рожу я сына Божия, так оно и случилось. Тот, Которого я родила, есть сын Божий и сын мой, а я зовусь Марией и доныне непорочна". Услышав это, взяли священники книги и написали в них та К: "Сегодня умер священник имярек, сын такого-то и такой-то, и вместо него нашим общим изволением поставлен священником Иисус, Сын Бога живого и девы Марии". Книги эти были сохранены иудеями и в дни разорения Иерусалима, когда их перенесли и спрятали в Тивериаде, в тайном месте. Немногие лишь посвящены в это в племени нашем; в их числе и я, как старейшина Иудейский, не только из Завета и через пророков знаю, что Христос, Которому вы, христиане, поклоняетесь, есть Сын Бога живого, явившийся на землю для спасения мирз, но и из этих книг. Они же и по сей день лежат в Тивериаде. Выслушал христианин этот рассказ иудея и, преисполнясь святым рвением, воскликнул: "Сей же час уведомлю об услышанном от тебя благочестивого нашего кесаря, чтобы послал он в Тивериаду найти те книги и изобличить лживость иудейскую!" Иудей же христианину ответил: "Зачем ты хочешь погубить свою душу, передав это кесарю? Это ли то благо, о котором ты печешься? Ведь если об этом узнают иудеи, будет между ними раздор великий и многие смертоубийства. Завидев же посланных за книгами, зажгут иудеи то место, где они лежат, и напрасны будут все труды ваши, ибо, пролив много крови, вы не достигнете желаемого. Я же доверился тебе, как другу, чтобы ты понял, что не по недомыслию не обращаюсь я в христианство, но стремясь сохранить для себя почести и достаток". Внял христианин словам иудея и, признав его правоту, не открыл услышанного благочестивому кесарю Юстиниану - чтобы, преисполнясь святым рвением, тот не совершил кровопролития. Однако он поведал об этом многим своим друзьям и мудрецам. Мы же, услышав об этом от других, которым сообщил Филипп, немало потрудились, стараясь дознаться, верно ли сказанное тем иудеем о священстве Иисуса и есть ли запись о том в книгах. И обнаружили свидетельство Иосифа3, а также и Евсевия Памфила, который не единожды поминает Иосифа в книгах о начале Церкви и прямо говорит, что Иисус входил в храм и служил со священниками. Первым же, кто сообщает это, был Иосиф, современник апостолов. А еще мы постарались найти подтверждение этим словам в Священном Писании - и обнаружили в Евангелии от Луки, что вошел Иисус в синагогу, и подали Ему читать книгу пророка Исайи, и начал Он читать то место, где написано: "Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня". И подумали мы, найдя эти слова в Евангелии, что если бы не имел Иисус сана священника, не дали бы Ему читать книги вслух перед всем народом4, ибо у нас, христиан, тоже не дают в церкви читать перед людьми святые книги кому угодно из мирян. И вот я, прочтя написанное у Иосифа и у Луки, понял, что не лгал иудей
Феодосии христианину Филиппу, но, доверясь ему, как другу, сказал скрытую
иудеями правду об Иисусе Христе, Господе нашем, Которому да будет слава
во веки веков. Аминь.
КОММЕНТРАИИ 1. Средневековая легенда о священстве Иисуса в Иерусалимском
храме основана на неправильно понятом отрывке из новозаветного Послания
к евреям, где говорится, что Иисус - священник "по чину Мелхиседека". В
Бытии (14:18) рассказывается, что Мелхиседек, царь Салима, жрец Бога Всевышнего,
благословил Авраама, Кто такой этот царь, откуда он родом, почему исполнял
жреческую должность - в Библии не объяснено. Автор Послания к евреям противопоставляет
Мелхиседека традиционным иудейским жрецам из левитов, священство по заповеди
плотской - священству духовному, по жизни непрестающей, тем самым доказывая,
что учение Иисуса не противостоит иудейскому. Никаких намеков на реальное
священство Иисуса в Новом завете нет и быть не могло.
|
Быт
| Исх | Лев
| Чис | Втор
| Нав | Суд
| Руфь | 1Цар
| 2Цар | 3Цар
| 4Цар | 1Пар
| 2Пар | 1Езд
| Неем | 2Езд
| Тов | Иудифь
| Есф | Иов
| Пс | Притч
| Еккл | Песн
| Прем | Сир
| Ис | Иер
| Плач | Посл
Иер | Вар | Иез
| Дан | Ос
| Иоил | Ам
| Авд | Иона
| Мих | Наум
| Авв | Соф
| Агг | Зах
| Мал | 1Мак
| 2Мак | 3Мак
| 3Езд |
||||
|