Быт
| Исх | Лев
| Чис | Втор
| Нав | Суд
| Руфь | 1Цар
| 2Цар | 3Цар
| 4Цар | 1Пар
| 2Пар | 1Езд
| Неем | 2Езд
| Тов | Иудифь
| Есф | Иов
| Пс | Притч
| Еккл | Песн
| Прем | Сир
| Ис | Иер
| Плач | Посл
Иер | Вар | Иез
| Дан | Ос
| Иоил | Ам
| Авд | Иона
| Мих | Наум
| Авв | Соф
| Агг | Зах
| Мал | 1Мак
| 2Мак | 3Мак
| 3Езд |
||||
|
Откровение Седраха
Святого и блаженного Седраха слово о любви и покаянии, о православных Христианах
и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Владыко, благослови.
1. Возлюбленные, не поставим ничего превыше непритворной любви, ибо
во многом согрешаем мы каждый день, ночь и час. Того ради да обретем мы
любовь - она же покрывает множество грехов. Что пользы, дети мои, если
все будет у нас, а спасительной любви не будет? (...)1
2. И, незримый, прозвучал тут голос в ушах его: "Итак, Седрах, хочешь
ты и задумал беседовать с Богом, просить Его, дабы открыл Он тебе то, что
ты хочешь узнать?".
3. И говорит ему Господь: "Добро пожаловать, возлюбленный мой Седрах!
В чем обвиняешь ты Бога, создавшего тебя, когда говоришь: "Хочу говорить
с Богом устами к устам"?"
1 Ср. 1 Кор. 13:1-3. Часть
гомилии опущена.
2 Ин. 15:13.
3 В своем желании спора с Богом Седрах не оригинален
(Иов 16:20-21). Однако воплотиться оно могло только в апокрифе. Ср. еще
3 Езд. 5:35.
Говорит Господь: "Для человека". Седрах же Ему: "Если Ты сделал так, зачем же погубил его?" Господь в ответ: "Человек - творение Мое, изделие рук Моих, и вразумляю Я его, как найду нужным". 4. Говорит Ему Седрах: "Мучение и огонь вразумление Твое, горьки они,
Господь мой! Лучше было бы человеку не родиться.1 Зачем же Ты
создал его, Господь мой? Зачем утрудил непорочные руки Твои и сделал его,
если не хотел быть милостивым к нему?"
5. Говорит Ему Седрах: "Прельстился Адам, Вла-дыко мой, нарушил волю
Твою. Ты же повелел ангелам Твоим повергнуть Адама к Твоим стопам, - и
первый среди ангелов ослушался приказания Твоего, не поверг Адама к Твоим
стопам, - и за это изгнал Ты его, ибо не повиновался он воле Твоей, не
покусился на труд рук Твоих.
1 Ср. Мф. 26:24; Иов 3:11;
10:18-19; 3 Езд. 3:12; Откр. Ездры 1 и 3; Откр. Петра III.
2 Согласно Быт. 2:16-17; 3:2-3 Бог запретил Адаму вкушать
от древа познания добра и зла, однако дальше (Быт. 3:22) сказано, что Бог
изгнал Адама и Еву из рая, опасаясь, что, познав добро и зло, они смогут
также вкусить и от древа жизни и станут бессмертными. Ср. Откр. Ездры 3.
Если возлюбил Ты человека, почему не убил диавола - художника неправды?1 Кто же в силах бороться с духом незримым? Подобен дыму подступает он к людским сердцам, уча их всякому греху. Против Тебя, бессмертного Бога, воюет. Что же может поделать с ним жалкий человек? Смилуйся, Владыко, отмени наказание, избавь человека от мучений! Если же нет, и меня возьми вместе с грешниками: когда не милуешь грешников, где же сострадание Твое, где милосердие Твое, Господи?" 6. Говорит ему Господь: "Да будет известно тебе, что по воле Моей все в мире покорно человеку, ибо Я сотворил его разумным и сделал наследником неба и земли. Я все подчинил ему, и всякая тварь бежит от него и от лица его. Он же, приняв сие от Меня, сделался чуждым Мне прелюбодеем и грешником.2 Какой же отец, скажи Мне, дав имущество сыну, и после того, как сын этот, приняв имущество, оставил отца, ушел от него, сделался чужд ему и стал служить врагу его, - какой отец, увидев, что оставил его сын, не разгневается в сердце своем и, придя, не возьмет имущества и не лишит сына славы его, ибо оставил тот отца своего?3 Каково же Мне, чудному и ревностному Богу, когда Я все дал человеку, он же, приняв сие, сделался прелюбодеем и грешником?" 7. Говорит Седрах Ему: "Владыко, Ты сотворил человека; ведомо было Тебе
желание его, ведомо и разумение наше - и Ты винишь его в его мучениях!
Изгони человека - и неужто я один населю небеса? А коли нет, Господи, спаси
его: жалок человек, потому и согрешил он против воли Твоей".
1 Ср. 3 Езд. 7:46-48.
2 Ср. Мк. 8:38.
3 Ср. Откр. Ездры 3.
"К чему впустую тратишь слова, Седрах? Я сотворил Адама, жену его сотворил и Солнце, и сказал: "Посмотрите друг на друга, какой свет исходит от вас! Жена Адамова превосходит красотой Луну, и это Я дал ей жизнь"". Говорит Седрах: "Что проку в красоте, если она на земле и увянет? Сам же сказал Ты: "Не воздай злом за зло,"1 - как же так, Владыко? Сказанное Божеством Твоим никогда не лжет, зачем же воздаешь человеку? Не желаешь ли воздать злом за зло? Ведомо мне, что упрям злонравный мул между четвероногими - нет второго такого. Но всякий раз, как мы хотим того, уздечка ломает его упрямство. Имеешь ангелов - так пошли их стать на страже, и лишь двинется человек ко греху, пусть они ухватят его за ногу, и не пойдет он, куда заблагорассудится".2 8. Говорит ему Господь: "Если ухвачу его за ногу, скажет он: "Не даровал
Ты мне благодати в мире". Я же дал человеку поступать по воле его, ибо
возлюбил его.3 Потому и послал Я праведных ангелов Моих стоять
на страже подле него денно и нощно".
1 Рим. 12:17; 2 Кор. 8:21;
Притч. 20:22.
2 Ср. Откр. Ездры 3.
3 Ср. 3 Езд. 8:56.
4 Ср. 3 Езд. 5:23-27.
Говорит Бог Седраху: "Задам Я тебе, Седрах, один вопрос. Если ответишь - помогу с радостью, пусть даже ты в чем и искушал Меня, твоего Создателя". Говорит Седрах: "Спрашивай". Говорит тогда Господь Бог: "С той поры, как сотворил Я все, сколько людей родилось на свет, сколько умерло и сколько еще умрет, и сколько волос у них?1 Скажи Мне, Седрах, с той поры как сотворен был небосвод и земная твердь, сколько дерев взросло в мире, сколько их упало и сколько еще упадет, и сколько их еще взрастет, и сколько листьев у них? Скажи, Седрах, с той поры как сотворил Я море, сколько волн поднялось, сколько отошло и сколько еще поднимется, и сколько ветров будет дуть на берегу морском? Скажи Мне, Седрах, от сотворения мира за все века, сколько дождевых капель упало на землю и сколько еще упадет?" И сказал Седрах: "Одному Тебе ведомо то, Господи, один Ты знаешь о том. Я же одного прошу у Тебя: избавь человека от мучений, и да не разлучусь я с родом нашим на небесах". 9. И сказал Бог Сыну Своему Единородному: "Ступай, возьми душу возлюбленного
Моего Седраха и помести ее в Рай".
1 В ответ на обвинение Бог,
давая понять разницу между Собой и человеком, начинает задавать вопросы,
на которые смертный ответить не может. Ср. Иов 38-39; 3 Езд. 3:6-11; 5:36-37
и др. Иов 39:32: "Обличающий Бога пусть отвечает Ему".
2 Ср. 2 Пет. 1:13-14; Откр. Ездры 11.
Говорит Седрах: "Не отдам Тебе душу мою". Говорит ему Бог: "Для чего тогда послан Я, для чего пришел сюда - от тебя же слышу отговорки? Ибо ведено Мне Отцом Моим, чтобы с почетом принял Я душу твою, а не хочешь, - так тотчас же сам отдай Мне вожделенную твою душу".1 10. И отвечал Седрах Богу: "Откуда думаешь Ты забрать душу мою, из какой
части тела?"2
11. И начал он говорить, плача и сетуя горько: "Голова моя чудная, краса
небесная, свет солнечный неба земли! Славятся волосы твои от Фемана, глаза
- от Восора! Уши твои сродни грому небесному, язык - трубе, мозг же твой
- малое Творение; голова - податель движения для тела, великолепная и прекраснейшая,
всеми любимая падет сейчас на землю в бесславии!
1 Ср. Завещ. Авраама 7 и др.
2 Ср. Оттер. Ездры 11; Завещ. Авраама 20.
Руки крепкие, искусные работники, трудом которых кормится тело! Руки ловкие, собирая отовсюду, украсили вы домы! Пальцы великолепные, в золото и серебро разубранные! Три сустава раскрывают ладонь и вбирают красоты. И се, ныне сделаетесь вы чужими в мире сем! Ноги проворные, с места бегом бегущие, быстрые, непобедимые! Колени ладные, без вас тело не сдвинется! Бегут ноги вместе с Солнцем и Луною, днем и ночью, все добывая - и еду, и питье, - в заботе, чтобы не оскудевала чаша. Ноги скорые и на бегу легкие, лицо земли колеблющие, добром всяким домы уставляющие! Ноги, все тело несущие, в храмы входящие, покаяние творящие, святых о помощи просящие - се, ныне замрете без движения! Голова моя, руки и ноги, до сих пор оберегал я вас. Душа моя, зачем вложил тебя Господь в бедное и ничтожное тело? И се, ныне повелевает тебе Господь, отделившись от тела, подняться к Нему. Тело же бедное пойдет на суд. Тело великолепное, власы длинные, хвосту кометы подобные, достающие до звезд, голова - краса небесная, разубранная! Лицо, лоснящееся миром, глаза, льющие свет, голос - звук трубы, язык послушный, борода благовидная, волосы звездоподобные сияющие, голова, достающая до неба - все тело дивноукрашен-ное, сочащееся сладким вином, светлое, славное - и се, ныне павшее на землю! Под землею краса твоя сокроется!" 12. Говорит ему Христос: "Полно, Седрах! Доколе будешь ты стенать и
плакать? Рай открыт перед тобой и, умерев, ты будешь жить".
13. Говорит Ему Седрах: "Много сие - три года, Господь мой. Как бы не
пришла смерть, не дав исполнить ему до конца покаяния своего. Смилуйся,
Господи, над подобием Твоим и яви милосердие, ибо много сие - три года".
14. И говорит Седрах архангелу Михаилу: "Услышь меня, могущественный
архистратиг и помоги мне, стань заступником, дабы смилостивился Господь
над миром!" И, пав на лице свое, взывали они к Богу, говоря: "Господи,
научи нас, как должно каяться и каким покаянием спасется человек, и какими
трудами?"
1 Ср. Мф. 3:8.
Говорит Бог: "Покаянными речами, молитвами, службами, реками слез, жаркими стенаниями. Или не знаешь, что плачами в одночасье спасся пророк Мой Давид и другие так же?1 Ведаешь ты, Седрах, что живут племена, не знающие Закона, делающие же по Закону, - ибо если и некрещеные они, сошел Дух Мой на них, и обращаются они к крещению Моему, и принимаю Я их вместе с праведниками Моими в лоно Авраамово.2 Есть же и другие, крестившиеся крещением Моим, измеренные Божественною мерой Моей - и се, отрекаются худшим отречением и не хотят покаяться. И Я жду со многим состраданием, многим милосердием и богатством, что они покаются, но творят чуждое Божеству Моему. И не слушали они мудреца, просившего их со словами: "Оправдаем ни в чем не согрешившего".3 Да и вообще, разве не знаешь ты, что написано: "И покаявшись, да не увидят вовек наказания"?4 Они же не услышали ни слова апостолов Моих, ни Слова Моего в Евангелиях и заставляют печалиться ангелов Моих,5 и уже на собраниях и на службах Моих не слушают ангела Моего, и не стоят в святых Моих церквах, - а и стоя в них, не простираются в страхе и трепете, но произносят речи заносчивые, коих не принимаю ни Я, ни ангелы Мои". 1 Цеян. 1:16: "Что в Писании
предрек Дух Святый устами Давида об Иуде". Ср. Ин. 13:18: Пс. 40:10; апокриф.
Откр. Иоанна passim. Славу пророка Давид заслужил своими псалмами. Что
же касается покаяния, то здесь, возможно, аллюзия на псалом 50, где Давид
кается в величайшем грехе, за который его в конце его правления постигли
многочисленные несчастья - в том, что он отнял жену Урии, а его самого
отправил на смерть (2Цар. 12:9-10).
2 Ср. Цеян. 10:44-48 и др.
3 Возможно, имеются в виду слова Пилата о Христе - см,
Мф. 27:24 и паралл. места.
4 Ср. Лк. 17:3-4.
5 1 Ср. Откр. Варуха 12 и далее.
15. Говорит Седрах Богу: "Господи, один Ты непогрешим и велик в милосердии
Твоем, милующий грешников и печалящийся о них; но сказано Божеством Твоим:
"Я пришел не праведников призвать, а грешников к покаянию".1
1 Мф. 9:13.
2 Лк. 23:40-43.
3 Возможно, под апостолом-евангелистом (благовест-ником)
имеется в виду апостол Петр. Известно апокрифическое Евангелие от Петра.
Петр, трижды отрекшись от Христа, был затем прощен (Ин. 21:15-17).
4 Ср. Цеян. 2:14-21; Иоил. 2:28.
16. Говорит Господь Седраху: "Сотворил Я человека согласно трем установлениям.
Когда он молод, прощаю ему по юности проступки его. Когда же стал мужем,
стерегу помыслы его. А когда состарился он, жду Я, что он покается".
* * *
Христианский апокриф, относящийся к Средним векам, но содержащий мотивы
библейской Книги Иова и Третьей (Четвертой) Книги Ездры, к которой особенно
близок. Так же как и в этих книгах, здесь имеет место попытка теодицеи
- оправдания путей Божиих, которое принимает форму спора выдающегося праведника
с Богом.
|
Быт
| Исх | Лев
| Чис | Втор
| Нав | Суд
| Руфь | 1Цар
| 2Цар | 3Цар
| 4Цар | 1Пар
| 2Пар | 1Езд
| Неем | 2Езд
| Тов | Иудифь
| Есф | Иов
| Пс | Притч
| Еккл | Песн
| Прем | Сир
| Ис | Иер
| Плач | Посл
Иер | Вар | Иез
| Дан | Ос
| Иоил | Ам
| Авд | Иона
| Мих | Наум
| Авв | Соф
| Агг | Зах
| Мал | 1Мак
| 2Мак | 3Мак
| 3Езд |
||||
|