Быт
| Исх | Лев
| Чис | Втор
| Нав | Суд
| Руфь | 1Цар
| 2Цар | 3Цар
| 4Цар | 1Пар
| 2Пар | 1Езд
| Неем | 2Езд
| Тов | Иудифь
| Есф | Иов
| Пс | Притч
| Еккл | Песн
| Прем | Сир
| Ис | Иер
| Плач | Посл
Иер | Вар | Иез
| Дан | Ос
| Иоил | Ам
| Авд | Иона
| Мих | Наум
| Авв | Соф
| Агг | Зах
| Мал | 1Мак
| 2Мак | 3Мак
| 3Езд |
||||
|
Мандеи
Мандеи - (происходит от арамейского "manda" - "знание", т. е. то же, что и "gnosis"; таким образом, слово "мандеи" означает "гностики") единственная сохранившаяся до наших дней гностическая секта. Её адепты, численностью ок. 15 000 человек, проживают на территории Ирака. В ересиологических сочинениях мандеи не упоминаются - вероятно, вследствие того, что секта рано обособилась и, кроме того, на первых порах имела крайне мало общего с христианством. Ещё и в наши дни мусульмане считают мандеев звёздопоклонниками. Первые сведения о ней восходят к 8 в. н.э. Более подробно Европа познакомилась с мандейством во 2-й пол. 19 в. В 1915 и 1925 были впервые опубликованы переводы мандейских писаний, а затем, в 50-60-х годах к ним прибавились новые публикации. Эти тексты написаны на одном из диалектов арамейского языка; рукописи не старше 16 в., но сами писания возникли, видимо, на много веков раньше (6-7 вв.). По учению мандеев, высшее Божество «Великая Жизнь» эманирует из себя небесные существа, или эоны (символом эманации является Иордан). Этими существами являлись библийские праотцы и пророки. Последним среди эонов был Иоанн, сын Захарии (Яхья бар Зкария). Иисуса Христа и Магомета мандеи считают лжепророками. Мандеи подобно ессеям Кумрана, практикуют регулярные священные омовения и ритуальные трапезы. По мнению многих ученых, религия мандеев могла возникнуть из слияния гностических сект Вавилонии с группами учеников Иоанна Крестителя, переселившихся в Двуречье из Иудеи (намек на такие группы усматривают в Деян 18:24-19:7). Бультман и Риценштейн пытались доказать, что в литературе мандеев содержится гностический дохристианский миф о Спасителе, повлиявший на богословие Евангелии от Иоанна. Однако их оппоненты (Лицман, Гогэль и др.) утверждали, что в эпоху возникновения христианства мандеи скорее всего не существовали. Дальнейшие публикации мандейских текстов подтвердили древнее, но не дохристианское происхождение мандеев. Секта мандеев была "открыта" в середине XVII в. кармелитским миссионером Игнатием. Игнатий назвал приверженцев секты "учениками Иоанна". Сами мандеи никогда так себя не называли. Игнатий счёл сектантов христианами из-за практикуемого ими частого обряда крещения. Сами мандеи называют себя "sabba", т. е. "крестящиеся"; это самоназвание в Ираке смешивают с "сабеями" - "звёздопоклонниками". Это последнее обстоятельство даёт повод мусульманам признавать из монотеистами и не подвергать сектантов религиозным гонениям. Иногда мандеев называют "назореями" - сами мандеи так называют только лиц, отличающихся особенным благочестием. Религиозная доктрина мандеев изложена в "Великой Книге" ("Sidra rabba"), называемой также "Сокровище" ("Ginza"). Книга состоит из двух частей, именуемых "левой" и "правой". "Правая" часть - "Jamina" - предназначена для живых, а "левая" - "Smala" - для мёртвых. "Великая Книга" представляет собой собрание текстов разных авторов. Древнейшие части излагают парсийское учение в мандейской интерпретации, наиболее поздние - учение о Царе Света в монотеистическом аспекте. Каждая книга имеет своего духа-покровителя, к которому практикуется молитвенное обращение. Эти гении сакральных текстов, по-видимому, родственны зороастрийским фраваши. Кроме «Гинзы» в канон мандеев входят: «Книга знаков Зодиака»
«Канонический молитослов» или «Мандейские литургии» или «Каноническая
молитвенная книга мандеев»
Весьма запутанное учение мандеев сводится к концепции единого Божества, дифференцированного в ряде эонов. Человеческие души, имеющие божественную природу, пленены косной материей. Для их освобождения небесные эоны вселяются в избранных праведников, из которых наиболее почитаемы мандеями Ситиль (Сиф) и Яхья (Иоанн Креститель). Яхья установил обряд крещения как символ очищения душ в небесном Иордане. Миротворение представляется следующим образом. Неподвижное Божество Абатур вечность за вечностью смотрел в бездну, наполненную илистыми водами. В конце концов его нечистое отражение ожило и стало Творцом мира. По другой версии, Демиургом стал сын Абатура Птахиль, который произвёл уплотнение в тёмных водах, бросив в них свои блистающие одежды. Из-за крайней запутанности мандейского учения трудно установить, являлось ли оно изначально дуалистическим или монистическим. Большинство исследователей связывает возникновение секты с первоначальной проповедью Иоанна Крестителя. Согласно преданию, предки мандеев некогда спустились на юг Двуречья с севера (скорее, из Палестины или Трансиордании). Как предполагает Л.А. Лелеков, "…затем на самом деле оказались где-то к северу от Антиохии и там попали под влияние известного гностика Менандра. Именно он навязал мандейцам доктрину сотериологического крещения. Потом они сместились на восток, в междуречье Евфрата и Тигра, в лоно древнейших цивилизаций, и там основательно приобщились к тысячелетнему наследию местных культур". Очень трудно, на наш взгляд, вычленить в современном мандейском учении следы влияния Менандра, ученика Симона Волхва. Что же касается местного религиозного фона, то он, безусловно, оказал существенное влияние на верования мандеев. |
Быт
| Исх | Лев
| Чис | Втор
| Нав | Суд
| Руфь | 1Цар
| 2Цар | 3Цар
| 4Цар | 1Пар
| 2Пар | 1Езд
| Неем | 2Езд
| Тов | Иудифь
| Есф | Иов
| Пс | Притч
| Еккл | Песн
| Прем | Сир
| Ис | Иер
| Плач | Посл
Иер | Вар | Иез
| Дан | Ос
| Иоил | Ам
| Авд | Иона
| Мих | Наум
| Авв | Соф
| Агг | Зах
| Мал | 1Мак
| 2Мак | 3Мак
| 3Езд |
||||
|