Быт
| Исх | Лев
| Чис | Втор
| Нав | Суд
| Руфь | 1Цар
| 2Цар | 3Цар
| 4Цар | 1Пар
| 2Пар | 1Езд
| Неем | 2Езд
| Тов | Иудифь
| Есф | Иов
| Пс | Притч
| Еккл | Песн
| Прем | Сир
| Ис | Иер
| Плач | Посл
Иер | Вар | Иез
| Дан | Ос
| Иоил | Ам
| Авд | Иона
| Мих | Наум
| Авв | Соф
| Агг | Зах
| Мал | 1Мак
| 2Мак | 3Мак
| 3Езд |
||||
|
Книга исполинов (Манихнйская версия)
Советуем прочитать Книгу Наблюдателей (1 Енох 1-36) перед ознакомлением
с манихейской "Книгой исполинов".
Фрагменты и цитаты из манихейской версии Книги Исполинов были восстановлены
из разлчных средневековых рукописей на разных языках, включая Среднеперсидский,
согдианский, югурский, коптский, парфянский, и латынь.
Представленые здесь страниц 1
M1-4 полностью истинные и повествует историю падения ангелов и рождения
исполинов, M5 и M6 приближаются по содержанию к предыдущим страницам, M8-9
наверно должны были следовать за ними. M11-12 по сожержанию близки к предыдущим.
M15 интерпретирует сон в M12. M16 и M18 - противоположные стороны той же
самой страницы, с неопределенным количеством текста, потерянного между
ними у основания страницы. M23, 26-27 принадлежат тому же самому последнему
эпизоду, и M28-29 походят, Корее всего из постдилувианского периода.
Следующие фрагменты вероятные, но сомнительные. M14 приводит эпизод,
в котором Енох дает наставления бесам, в тот момент, когда он был недосегаем
исполинами. M16 приналежит (Махоейю?) когда он возвращает послание Еноха
на каменных скрижалях и M17 представляет собой послание Енох, содержание
которого соответствует контексту.
Следующие фрагменты предположительно возможны, но очень сомнительны.
M7 мог также соответствовать эпизодом отображонным в M23, 26-27. Размещение
M10 здесь базируется на предположении Скджаерва (Skjaerv), что Яим (Yima)
отождествляется с еврейским Богом Яхве. Непонятно куда относится M13 и
может быть отнесен к любой из последующих страниц. M19-20, естественно
продолжают предыдущие страницы, в которых однако Са[х]м и Махоей не упоминаются,
они идут после M18, но возможны и другие размещения. В M21 упущено наставление
Еноха которое он сначала послает исполинам, но в проходе оно теряется,
и поскольку ситуация ухудшается, он прибывает лично, чтобы непосредственно
им передать. M22 показывает реакцию Еноха на просьбу бесов об милосердии,
хотя этот эпизод мог также идти с M17 (хотя это сомнительно, что так много
текста могло сохранится между M16 и M18). M24-25 расположены правильно,
но могли также идти с M9-12
M1. Эти двести бесов спустились на землю. M2. Их сошествие с неба возбудило других небесных существ (обитателей). M3. Они спустились (на землю) из-за красоты женщин, которых они там (на земле) увидели.2 M4. (И) чтобы совратить этих женщин, они обучили (их) запрещенным искусствам и небесным тайнам3 , и они (исполины) принесли руины на землю.4 M5. Кто - то (Енох?) предупреждал, что пришествие этих двухсот бесов приведёт только к "потери речи", и "тяжолому труду". M6. Они поработили человеческий род, убили сотни тысяч праведных в сражении, насильственно женились на красивых женщинах, и пленили народы. (Но) ангелы "спрятали" Еноха. 5 M7. (Когда) праведных сжигали, они вспоминали о мудром Енохе. M8. Шемихазе6 родил двух гигантских сыновей, Са[х]ма (=Ohyah) и Патсэма (=Nariman или Ahyah/Hahyah). Другие бесы и Яксас родили остальную часть исполинов. M9. Исполины росли и крушили землю и человеческий род. Плачь рода человеческого достигает небес. M10. Яима7 принял преклонениеи прошения человечества, поскольку люди умоляли о помощи. M11. Кто-то хвалился, что Са[х]м и его брат будут жить и управлять всегда и у них несравнимая сила и власть. M12. Исполин Хобабиш (=Humbaba) отнял у кого - то его жену. Исполины грешили между собой и начали убивать друг друга, а также других созданий. Са[х]м и его брат остепенились. Оказалось, что Са[х]му приснился сон, в котором дощечка была брошена в воду. Этот сон имел три значения, предвещая горе, падение и разрушение. Nariman имел сон о саде, всем в рядах деревьев. И некоторые из тех павших двухсот опомнились. M13. Кто - то рассказал несколько притч о различии между малым и большим или о произхождении большого из малого. Нариман рассказал как он видел (во сне?) тех кто плакал и глубоко переживал и многих других, которые были падшими правителями. M14. Исполин Махоей, сын Virogdad (=Baraq'el)8 , услышал глас предостерегающий его, поскольку он летел вперед к восходу солнца, и он подчинился Еноху "апостолу" и небесному гласу, которые предупреждали его опустится прежде, чем солнце обосжёт его крылья (как Икара). Он спустился, и глас привел его к Еноху. M15. Енох истолковал сон, указывая, что деревья это как "Наблюдатели"9 , а исполины, которые были рождены женщинами, будут "сломаны" (повержены) некоторыми …(деревьями?) M16. Кто - то рассказал, что кто - то приказывал ему, чтобы он не бежал, но принес послание, написанное на двух каменных скрижалях и отнес это послание сначала к Nariman. Он принес ему, чтобы выслушать содержимое одной скрижалии, которая имела отношение к демонам и исполинами. Шамизад приказал ему прочитать написаное Енохом. M17. Енох апостол, предсказывает суд над демонами и их порождениями, говоря, что не будет им покоя и узрят они гибель своих детей (исполинов)10 . Он обращался к кому - то (возможно к исполинам), кто правил в течении ста двадцати лет11 . Потом он предсказал грядущую эру земного плодородия, возможно после Потопа12 , или сам Потоп13 . M18. Са[х]м призывал других исполинов непечалится и попиршовать, но они были слишком печальны, чтобы есть и вместо этого уснули. Махоей пошёл к Atanbush (=Utnapistim - или другой исполин или другое имя Еноха) и рассказал ему обо всем. И когда Махоей возвратился, у Са[х]ма был сон, в котором он взошел на небо. Он видел воду на земле обетованной, и демоны выходили из воды. Некоторые существа (духи защиты?) были невидимыми, но сами видели небесных правителей. M19. Са[х]м, Шамизад, и Махоей разговаривали. Махоей рассаказал о своем отце Вирогдаде. И неясно зачем упомянул об оружие и благословении на того, кто видел как избавиться от смерти. Сэм и Махоей искали …(?) …кое-что (?) M20. Кто - то утверждал что он уверен в Махоей, и что он будет защитником Са[х]ма, но однако Са[х]м и Махоей были повержены и начали бороться между собой. M21. Злые дьяволы были довольны видеть "апостола" (Еноха) и робко собрались перед ним. Очевидно, они обещали преобразится и ступить на новый путь, и они просили о милосердии4 . M22. Кто - то (Енох?) предупреждал группу (бесов?), что они будут преданы огню, и наложено на них будет вечное проклятие, несмотря на их веру, что они всегда неправильно используют свою силу и потеряют ее. Он также обращался к ним "рождённые в грехе сыновья вне брака" (гиганты?)5 и описывает, как праведные будут лететь над огнем проклятия и в душе злорадствовать об этом. M23. "Они", предположительно демоны, взяли нескольких небесных помощников (небожителей?) в плен. Из-за этого ангелы сошли с неба, вселяя ужас в двести демонов, которые приняли человеческое обличье и скрылись среди людей. Ангелы разделили людей и стали следить за ними, отбирая гигантов от демонов и вводя "их" (детей гигантов) в безопасные тридцать два отдаленных города, подготовленных для них "Живым Духом" Aryan Wezan (традиционная родина индо-иранцев), околосвященной горы Меру и других гор. Эти люди изобрели искусства и ремесла. Эти двести демонов ведут великую войну против четырех ангелов. M24. Atanbush отчаянно сражался, сопровождаемый Наблюдателями и исполинами, и трое из исполинов были убиты. И также ангел был убит а с ним и другие. M25. Ohyah и Ахьях решили сдержать свое обещание принять сражение, и они хвалились своим мастерством. M26. Эти четыре ангела, божественной командой, связали Egregoroi вечными цепями и заточили в темную темницу6 и уничтожили его детей7 . M27. Даже перед бунтом Egregoroi, эта темница была уготована для них под горами. Кроме того, тридцать шесть городов были приготовлены для проживания злых и долговечных сыновей исполинов еще перед тем как они были рождены. M28. Ohyah (или Ахьях), исконное чудовище Левиафана, и архангел Рафаил участвували в большом сражении "и они исчезли". Согласно одной традиции, Охьях пережил потоп и боролся в одном сражением после потопа. M29. Три тысячи двести восемьдесят лет прошло между временем Еноха и
времени Короля Виштаспа (который управлял во время пророка Заратустры,
который наряду с Буддой и Христом, был апостолом, который прибыл перед
апостолом Мани).
Примечания 1. М - манихейская «Книга исполинов», 1-29 – условные номера страниц
|
Быт
| Исх | Лев
| Чис | Втор
| Нав | Суд
| Руфь | 1Цар
| 2Цар | 3Цар
| 4Цар | 1Пар
| 2Пар | 1Езд
| Неем | 2Езд
| Тов | Иудифь
| Есф | Иов
| Пс | Притч
| Еккл | Песн
| Прем | Сир
| Ис | Иер
| Плач | Посл
Иер | Вар | Иез
| Дан | Ос
| Иоил | Ам
| Авд | Иона
| Мих | Наум
| Авв | Соф
| Агг | Зах
| Мал | 1Мак
| 2Мак | 3Мак
| 3Езд |
||||
|