Апокрифы, околохристианские тексты

Библиотека Наг-Хаммади | Новозаветные апокрифы | Ветхозаветные апокрифы | Герметизм | Гностицизм | Свитки Иудейской пустыни | Исследования

Притча о хозяине и работнике




...И вот произошел спор, который они не могли уладить. На следующий день они предстали перед судьей. Владелец жемчуга сказал:
- Господин, я нанял этого человека на один день за сто золотых динаров, чтобы он сверлил мой жемчуг. Он не сверлил жемчуга, а теперь требует у меня оплаты.
Работник сказал:
- Господин,  когда  сей  благородный  человек  увидел  меня на базаре, он меня спросил. "Эй, какую работу ты можешь делать?" Я ответил: "Господин, какую бы работу вы мне ни приказали делать, я ее выполню". Когда же он привел меня в свой Дом, то приказал мне играть на чанге.  До  наступления  ночи я играл на чанге по приказу хозяина.
Судья решил:
- Ты нанял этого человека на работу, почему же ты не приказал ему сверлить жемчуг? Почему же ты вместо этого приказал ему играть на чанге? Работнику следует уплатить сполна. Если же тебе  нужно  сверлить  жемчуг,   дай ему других сто золотых динаров, и он будет сверлить твой жемчуг в другой день.
Итак, владелец жемчуга должен был уплатить работнику сто золотых динаров, жемчуг остался несверленным до другого дня, а сам он преисполнился стыда и сокрушения.
Мудрец истолковал рассказ этот так: сведущий в искусствах и ремеслах есть [тело]. Сверлильщик жемчуга - это тело. Сто динаров означает жизнь длиною в сто лет. Владелец жемчуга - это душа, а сверление [?] жемчуга означает благочестие.

Тот истинный святой (избранник), кто спасет много людей от Ада, и укажет им на путь к Раю. И теперь я приказываю вас, слушателей, доколе есть сила в вашем теле, стремиться к спасению души. Держите мои заповеди и мои слова в памяти, Прямой Путь и Истинную Землю, которую я показал вам в Священной Религии. Стремитесь пройти то той Земле так, чтобы вы присоединились ко мне в жизни вечной.

Вслед за этим все слушатели стали очень радоваться и были счастливы, из-за божественных слов и бесценных наставлений, которые они получили от Апостола Господа нашего - Мани. Они отплатили ему истинным преклонение, и получили ...

И снова Апостол, Господа  - Мани сказал так: "Мудрый и любящий душу человек (ревизор) должен делить день на три части. Первая часть должна быть посвящена службе королям и господам так, чтобы их величество были довольны, и что бы они не стали коварными и не начали ссориться. Вторую часть отдайте преследованию мирских дел, к паханию и сеянию, к распределению и наследованию, покупке и продаже, так, чтобы ваш дом был в порядке, жена и дети не нуждались, не находиться в бедствии, а также родственники, друзья, и желанные (люди) могли пользоваться ... (далее обрыв текста)

Примечание

[Притча о хозяине и работнике] – текст на согдийском языке. Сюжет притчи известен из «Калилы и Димны». До нас дошла лишь последняя часть притчи, но по «Калиле и Димне» можно восстановить начало: купец пригласил сверлильщика драгоценных камней и договорился, что тот просверлит их за плату в сто динаров в день. Когда работник пришел в дом купца и сел за работу, он увидел стоявшую в углу арфу. Купец, узнав, что работник умеет играть на арфе, предложил ему показать свое искусство. Работник «был искусный игрок и до вечера беспрерывно извлекал прекрасные и поразительные звуки, а потом снова принялся за игру и забаву, оставив ящик с драгоценностями открытым». К вечеру работник потребовал деньги за день работы. Купец отказался платить.