Апокрифы, околохристианские тексты

Библиотека Наг-Хаммади | Новозаветные апокрифы | Ветхозаветные апокрифы | Герметизм | Гностицизм | Свитки Иудейской пустыни | Исследования

Манихейские притчи




Притча о слушателях

Манихейский текст на парфянском языке. Под "слушателями" подразумеваются последователи Мани, живущие в миру.

... И подобно разбойнику с дороги, который убил тех сыновей, так же и вы все, кто простирает свои руки против земли ... и вредят ей каждым способом... И всем вашим телом вы растаптываете и повреждаете землю... И вы предаете мученической смерти и плохо обращаетесь с этой живой Душой, из которой вы были рождены, и постоянно молитесь и плачьте из-за ваших рук, которые плохо обращаются с ней.

Вы слушатели, которые стоят обременённые большим количеством грехов и вины, вы нуждаетесь в прощении и благоволении от многих ваших грехов раз и навсегда. Поэтому выбирайте день за днем для соглашений (?) и прощений так, чтобы они ... могли принести благоволение на Вас.

[отсутствует восемь строк]

Они (совершенные слушатели) походят на человека, который есть ... здоровый во всем своём теле и свободный от боли, и кто не имеет никакой боли или ничем не болеет.

Все же он иногда может немного повредить себе некоторые органы, и он встает беспокойно и поворачивается к этому (органу) снова и снова, и задается вопросом, когда же эта рана исцелится, так, чтобы его целое тело было хорошим и освободилось от боли.

И снова, они сопоставимы богатому человеку, который ... ничего ни у кого не заимствует. И однажды приходит необходимость, и он заимствует драхму у кого - то еще. После того, он постоянно думает, "Когда же я заплачу драхму моему кредитору согласно..." Подобно этому...
 
 

Притча о земледельце

Манихейский текст на парфянском языке.
 

1. ... он собирает эту пшеницу, и он засыпает ее в сосуд, который
2. забирает с собой. И он идет в свой дом, из которого прибыл,
3. поскольку он выполнил задачу, для которой прибыл на поле, и
4. потому что он прибыл все выжинать и собирать,
5. и потому, что то, что он собирал уже сохранено в его сосуде...

1. "... Мы хотим получить ..., благословляем и сопровождаем его в благополучный путь".
2. И это свидетельствует о том, что он говорил верно.

1. Кроме того, он сказал, "Поймите, что никто не уведет Вас,
2. поскольку многие возьмут мое имя, говоря, "Мы - Иисус (ученики?),
3. и это его время прибыло". И многие обольстят их.
 
 

Притча о монахе и девушке

Манихейский текст на парфянском языке.

1. "... Я хочу поместить милостыню туда (в горшок или сосуд)".

1. Тогда женщина дала ему девушку, и монах поместил девушку
2. туда. И он ушел. И эту женщину посет[ил] ... a[…]
3. .... охотник. Он поймал волка и принес его к ... Он хотел
4. положить его в этот сосуд. Когда он открыл его, он увидел девушку, и она
5. была очень красива. Немедленно он спросил женщину,
6. "Что находится в сосуде? " И она ответила, "Монах положил в него
7. свою милостыню". Сразу же охотник вынул девушку, а туда поместил
8. волка в...

1. В ночное время прибыл монах, размышляя, "Я хочу взять девушку
2. .... "Когда он засунул свою руку в сосуд .., волк выпрыгнул
3. и съел монаха.

1. Эта притча касается грешников, которые, постоянно копят багатства
2. ... думают что ... Но они идут в темный Ад. Также, как монах искал
3. девушку, (а) нашел волка...
 
 

Притча о двух змеях

Манихейский текст на согдийском языке .

1. Здесь начинается история о змеях "Тяжело-нести " и "Легко-нести ".
Как рассказывают, были однажды две змеи, и первую из них звали "Тяжело-нести". Их тела были одинаково большими, и их хвосты были очень длинны. Будучи одинаково умными, они любили друг друга так, что нельзя было заметить их отделено друг от друга. И однажды они вместе двинулись в путь. И когда они проползли много земель, одна змея упала в уныние, а другая змея поползла по пути дальше.

На одной стороне пути была очень крутая гора, а с другой стороны очень глубокая морская бездна. И на их пути ловец установил ловушку для змей. В этой ловушке было полно горящих углей, и во все стороны взлетали искры в воздух. Ловец же скрывался поблизости. И когда змеи подползли в то место, то сильно удивились, увидев в воздухе пламенные искры. Но не было возможности избежать ловушки, поскольку, надо было идти вперед по этому пути, и не было пути назад. И тогда, немного подождав, она бросилась вперед, думая: "Я перепрыгну через ловушку всем своим телом". Но ловушка была очень широка, а тело змеи длинное и очень тонкое, и хвост ее был очень длинен, она не смогла перескочить ловушку. Ее голова перескочила, но хвост остался позади, и расположился поперек ямы, и змея не смогла подтянуть хвост к шее. Так змея горела так умерла. И вскоре ловец подошёл к яме, протянул руку и камнем разбил голову змее, поднял камень, и ушел очень счастливым.

Вторая змея приползла и нашла своего мертвого друга с разбитой головой. Взмолилась в глубине своей души, "Увы! Ты был очень дорог для меня" И плакала и глубоко переживала, горько оплакивая она жалобно и сказала, "O прекрасный брат, как же ты в позоре умер, и твой брат ничем тебе не помог?" Когда же закончила глубоко переживать, про себя подумала: "Мой брат умер, потому что он думал о всем своем теле. Если же я также, не найду выход, то я должна буду умереть" И эту задачу она должна была решить. И змея сказала, "Поскольку он был мужчиной, он не мог перенести разделение со своим дорогим хвостом; он не мог вынести тление и перенести боль в теле. Если же я вынесу разделение от моего дорогого хвоста и вынесу небольшую (физическую) боль в моем теле ради души, то я смогу перепрыгнуть через ловушку". Тогда она перестала унывать нашла оставленный пастырями огонь. И так она сожгла длинный кусок своего хвоста, который был бесполезен для тела. И, когда она стала меньше, то бесхвостое тело очень легко подскочило вверх и пересекло ловушку благополучно.

Из этих двух змий, каждый – человек, который любит свое тело, и для которого отношение [к телу ....] является главным, тот неспособен позаботится о душе. И его [....] длинен. Вторая змея - человек, для которого душа более дорогая чем тело. И небольшое количество яда (вреда) в нем не мешает души скинуть тонкие оковы, связывающие его душу. И ловушки для души все эти три испытания,  и высокие горы и глубокая бездна воды, и канава с огнём. Ловец - Агриман, и камень душа.

В конце концов Старик, без добрых дел, является тем, кто не может перепрыгнуть через эти три канавы с длинным хвостом (грехов). Но избранный Новый Человек пройдет очищение тремя ядами в теле и если перенесет в своем теле боль, которою требует соблюдения Закона, и если он сможет вынести разлуку со своей дорогой женой и детьми и  богатством, то в Судный (букв. Последний) День его душа будет результатом тела и достигнет мира и Рая ...