Быт
| Исх | Лев
| Чис | Втор
| Нав | Суд
| Руфь | 1Цар
| 2Цар | 3Цар
| 4Цар | 1Пар
| 2Пар | 1Езд
| Неем | 2Езд
| Тов | Иудифь
| Есф | Иов
| Пс | Притч
| Еккл | Песн
| Прем | Сир
| Ис | Иер
| Плач | Посл
Иер | Вар | Иез
| Дан | Ос
| Иоил | Ам
| Авд | Иона
| Мих | Наум
| Авв | Соф
| Агг | Зах
| Мал | 1Мак
| 2Мак | 3Мак
| 3Езд |
||||
|
Молитва Иосифа
Этот маленький фрагмент древнего апокрифа сохранился в «Комментарии
на Евангелие от Иоанна», написанном знаменитым ранним христианским богословом
и экзегетом Ориге-ном (185~253). Этот достаточно странный текст является
блестящим образцом раннего гностического (возможно даже — иудеогностического)
истолкования знаменитого места из Писания, где изображается борьба Иакова
с ангелом близ потока Иавок (см. Быт. 32, 24 и далее). Событие, описанное
в Книге Бытия, здесь понимается как рассказ о соперничестве двух ангелов
— высшего, являющегося первым творением Бога (Израиль), и низшего, занимающего
лишь восьмое место в небесной иерархии (^риил). Оба борются за имя Иакова-Израиля,
то есть за статус ближайшего существа к Создателю. Уриил, видимо, является
силой, нарушающей космический баланс, и может быть соотнесен с падшими
божественными чинами гностических откровений. Как и они, ЭДжил стремится
выдать себя за того, кем не является, — за существо гораздо более высокого
ранга. Таким образом, библейское событие в настоящем фрагменте превращается
в частицу небесной истории, а Праотцы (Авраам, Исаак, Иаков) становятся
ангелами Божества, история о пребывании которых на земле получает двоякое
толкование. Мы можем, во-первых, аллегорически рассматривать ее как отсвет
небесных событий, и, во-вторых, считать Праотцов инкарнациями небесных
сил. И первое, и второе сближает публикуемый фрагмент с идеями раннего,
иудейского, гнозиса.
Молитва Иосифа «Тот, кто вещает тебе,
|
Быт
| Исх | Лев
| Чис | Втор
| Нав | Суд
| Руфь | 1Цар
| 2Цар | 3Цар
| 4Цар | 1Пар
| 2Пар | 1Езд
| Неем | 2Езд
| Тов | Иудифь
| Есф | Иов
| Пс | Притч
| Еккл | Песн
| Прем | Сир
| Ис | Иер
| Плач | Посл
Иер | Вар | Иез
| Дан | Ос
| Иоил | Ам
| Авд | Иона
| Мих | Наум
| Авв | Соф
| Агг | Зах
| Мал | 1Мак
| 2Мак | 3Мак
| 3Езд |
||||
|