Апокрифы, околохристианские тексты

Библиотека Наг-Хаммади | Новозаветные апокрифы | Ветхозаветные апокрифы | Герметизм | Гностицизм | Свитки Иудейской пустыни | Исследования

Глава 111. (С. 280) ... И когда ученики сказали это, Спаситель снова продолжил, Он сказал своим ученикам: «Когда вы идете в города или в царства или в страны, проповедайте им прежде всего, говоря: "Ищите все время и не прекращайте до тех пор, пока не найдете тайн света, тех, которые введут вас в царствие света". Говорите им48: "Остерегайтесь лжеучений. Иначе - придут многие под именем моим и будут говорить: Я это, хотя это - не Я, - и они прельстят многих". И ныне каждому человеку, который идет к вам и верит вам и слушает ваши слова и соделывает достойное тайн света, - дайте им тайны света и не скрывайте их от них. И тому, кто достоин тайн высочайших, дайте их ему. И тому, кто достоин тайн нижних, дайте их ему и (С. 281) не скрывайте ничего ни от кого. Напротив, тайны пробуждения из мертвых и врачевания болезней не давайте никому и не обучайте ей, ибо тайна сия принадлежит Архонтам, она и все ее поименования. Вот, поэтому не давайте ее никому и не обучайте ей до тех пор, пока вы не укрепите веры во всем мире, с тем чтобы, когда вы пойдете в города или в страны и вас не примут в них и не поверят вам и не услышат ваши слова, в этих местах вы будете пробуждать из мертвых и вы будете врачевать хромых и слепых и разные болезни; чрез все это такого рода они поверят вам, что вы проповедуете Бога Всего, и они поверят каждому слову вашему. Вот, поэтому я дал вам тайну сию, прежде чем вы укрепили веру во всем мире».
И когда Спаситель сказал это, Он снова продолжил в слове, он сказал Марии: «Ныне же слушай, Мария, о слове, о котором ты спросила меня: "Кто принуждает человека к тому, чтобы он грешил?"»49
Ныне же (слушай): Когда дитя родится, сила мала в нем, и душа мала в нем, и дух обманный мал в нем, словом, трое вместе малы, (С. 282) никто из них ничего не ощущает, будь то добро, будь то зло, — из-за тяжести сна, весьма тяжкого. И опять тело мало, и дитя поглощает яствия мира Архонтов, и сила притягивает к себе часть силы, которая в яствиях, и душа притягивает к себе часть души, которая в яствиях, и дух обманный притягивает к себе часть злобы, которая в яствиях и его похотениях. И тело также притягивает к себе вещество, не ощущающее, которое в яствиях. Мойра, напротив, ничего не берет от яствий, ибо не смешана с ними, но величина - с какой она входит в мир, она идет также с такой. И мало-помалу сила, душа, дух обманный делаются большими, и каждый из них ощущает по своей природе: сила ощущает с тем, чтобы искать свет Вышины; душа также ощущает с тем, чтобы искать Место правды, которое смешано, то есть место смешения; дух обманный также ищет всякое зло и похотения и всякие грехи; тело же ничего не ощущает, разве что поднимает силу из вещества. И теперь трое ощущают, каждый по своей природе. И несущие возмездие50 (Приимщики)51 (С. 283) посылают Литургов следовать за ними и быть свидетелями всех грехов, которые они соделывают, из-за способа, каким их будут карать в судилищах. И после этого дух обманный осмысляет и ощущает все грехи и зло, которые приказали ему для души Архонты великой Геймармене, и он соделывает их
душе. И внутренняя сила движет душу, заставляя ее искать Место света и всю божественность, и дух обманный приклоняет душу и принуждает ее к тому, чтобы она постоянно соделывала все его беззакония, все его испытания, все его грехи, и он остается данным51* душе и враждебным ей, заставляя ее соделывать все это зло и все эти грехи. И он принуждает Литургов, несущих возмездие, к тому, чтобы они были свидетелями на нее во всех грехах, которые он заставит ее соделать. И опять, когда она идет отдохнуть ночью (или) днем, он движет ее в сны или в похотения мира и заставляет ее восхотеть всякую вещь мира, словом, побуждает (?)52 ее на все деяния, которые ему приказали Архонты, и он бывает враждебным душе, заставляя ее соделать то, что ей не хочется. (С. 284) Теперь, вот, Мария, он есть враг души, и он — тот, кто принуждает ее до тех пор, пока не соделает она все грехи. Теперь, вот, когда время этого человека сбывается и исполняется, сначала выходит Мойра и ведет этого человека к смерти посредством Архонтов и их уз, которыми связаны они посредством Геймармене. И после этого идут Приимщики, несущие возмездие, и выводят эту душу из тела, и после этого Приимщики, несущие возмездие, бывают три дня, кружа с этой душой по всем местам, посылая ее во все Зоны мира, дух обманный и Мойра следуют за этой душой, и сила возвращается к Деве света. И после трех дней Приимщики, несущие возмездие, низводят эту душу в преисподнюю Хаоса, и когда низведут ее в Хаос, выдают ее тем, которые карают. И Приимщики возвращаются в свои места в соответствии с устроением деяний Архонтов об исходе душ. И дух обманный начинает быть Приимщиком души, он дан ей и обличает ее в соответствии с карой за грехи, которые он заставил ее соделать, и он пребывает в большой враждебности к душе. И когда душа (С. 285) исполнится карами в Хаосе в соответствии с грехами, которые соделала, (дух) обманный выводит ее из Хаоса, он дан ей и обличает ее в соответствии с Местом за грехи, которые она соделала, и он выводит ее на путь Архонтов Середины. И когда он достигнет их, они (Архонты) спрашивают ее о тайнах Мойры, и когда она не находит их, спрашивают об их Мойре. И эти Архонты карают эту душу по грехам, по которым она достойна. Я скажу вам о виде их кар в изведении Всего. Когда же время кар этой души в судилищах Архонтов Середины исполнится, дух обманный выводит душу из всех Мест Архонтов Середины и берет ее к свету солнца, по велению первого человека Иеу, и он берет ее к судящей, Деве света. Она проверяет эту душу и находит, что она душа грешная, и она бросает в нее свою силу света для ее выпрямления и для тела и для общности ощущения, о виде которых я скажу вам в изведении Всего. И Дева света запечатывает эту душу и передает ее одному из ее Приимщиков и побуждает бросить ее в тело, (С. 286) достойное грехов, которые она совершила. И воистину я говорю вам: она не отпустит эту душу из ее обменов53 тела до тех пор, пока она не отдаст свой последний круг в соответствии с теми, которых она достойна. Обо всем этом я скажу вам - о их виде и виде тел, в которые бросают их, по грехам всякой души, - обо всем этом я скажу вам, когда скажу об изведении Всего".
 

Глава 112. Иисус снова продолжил в слове, он сказал: «Но когда есть душа, которая не послушалась духа обманного во всех своих делах, сделалась благой и приняла тайны света, те, что во втором Вместилище, или те, что в третьем Вмести-
лище, которые внутри, если время (исхода) этой души из тела исполнится, дух обманный следует за этой душой - он с Мойрой - он следует на пути, которым она войдет в Вышину; и прежде чем она удаляется в Вышину, она говорит тайны разрешения печатей и всех уз духа обманного, которыми Архонты привязали его к душе, и когда это будет сказано, разрешаются узы духа обманного, и он прекращает идти в этой душе и отпускает душу по приказам, которые приказали ему Архонты великой Гей-мармене, сказав ему: "Не отпускай (С. 287) эту душу, если она не скажет тебе тайны разрешения всех печатей, которыми мы привязали тебя к душе". Вот, когда душа скажет тайну разрешения печатей и всех уз духа обманного и когда он прекращает идти в душе и прекращает быть связанным с ней, - тотчас она говорит тайну и отпускает Мойру в ее Место к Архонтам, которые на пути Середины. И она говорит тайну и отпускает духа обманного к Архонтам Геймармене, в место, в котором его связали с ней. И тотчас она делается большим потоком света, светя весьма, весьма, и Приимщики, несущие возмездие, те, которые вывели ее из тела, пугаются света этой души и падают ниц. И тотчас эта душа делается большим потоком света, и она делается целым крылом света, и она пересекает все Места Архонтов и все чины света, пока не достигнет места ее царствия, которого тайну она получила.
Но если это душа, которая получила тайну в первом Вместилище, что извне, и когда она после того, как получила тайны, исполнит их и совратится и соделает снова грех после исполнения тайн, и когда снова исполнится (С. 288) время исхождения этой души, тогда идут Приимщики, несущие возмездие, и выводят эту душу из тела. И Мойра и дух обманный следуют за этой душой, ибо дух обманный, привязанный к ней печатями и узами Архонтов, следует за этой душой, которая бродит на путях духа обманного; она говорит тайну разрешения всех уз и печатей, которыми Архонты привязали дух обманный к душе. И когда душа говорит тайну разрешения печатей, тотчас узы печатей разрешаются, те, которые с духом обманным связывали душу. И когда душа скажет тайну разрешения печатей, тотчас разрешается дух обманный и превращает быть данным душе. И тотчас душа говорит тайну и удерживает дух обманный и Мойру и освобождает их от того, чтобы следовать за ней, но нет никого из них, (кто) есть в их власти, но она есть в их власти54. И тотчас приходят Приимщики этой души с тайнами, которые она получила, и забирают эту душу из рук Приимщиков, несущих возмездие, и Приимщики возвращаются к делам Архонтов для (С. 289) устроения вывода души. И Приимщики этой души, которые принадлежат свету, делаются крылом света этой души и делаются одеждой света для нее, и они не выводят ее в Хаос, ибо невозможно вывести в Хаос душу, которая получила тайну, но они выводят ее на путь Архонтов Середины. И когда она достигнет Архонтов Середины, выходят навстречу душе эти Архонты, будучи в великом страхе, в сильном огне, в разных обличьях, словом, будучи в страхе непомерном. И тотчас душа говорит тайну их оправдания55. И они очень пугаются и падают ниц, будучи в страхе перед тайной, которую она сказала, и перед их оправданием. И эта душа отпускает им их Мойру, говоря им: "Берите себе вашу Мойру! Не пойду я в ваши Места отныне; сделалась я чужой вам навеки; пойду я в Место моего наследования". Когда же душа скажет им это, Приимщики света возлетают с ней в Вышину и ведут ее в Зоны Геймармене в то время, как она дает оправдание этому Месту и его печатям, то, о чем я скажу вам в изведении тайн. И она дает Архонтам дух обманный и говорит им (С. 290) тайну уз, которые привязали его к ней, и она говорит им: "Вот вам ваш дух обманный! Не пойду я в ваше Место отныне; сделалась я чужой вам навеки". И она дает каждому его печать и его оправдание. Когда же душа скажет это, Приимщики света возлетают с ней в Вышину и ведут57 ее из Эонов Геймармене, и ведут ее во все Зоны, в то время как она дает каждому Месту его оправдание, а также оправдание всем местам и печати Тиранам царя, Адамаса; и она дает оправдание всем Архонтам всех Мест слева, это — обо всех оправданиях и печатях я скажу вам тогда, когда скажу вам об изведении тайн. И опять эти Приимщики ведут эту душу к Деве света, и опять эта душа дает Деве света печати и славу гимнов. И Дева света и семь других Дев света все проверяют эту душу (С. 291) и все находят их знаки на ней и их печати и их крещение и их помазание. И Дева света запечатывает эту душу, и Приимщики света крестят эту душу и дают ей помазание духовное, и каждая Дева света запечатывает ее своей печатью. И опять Приимщики света передают ее великому Саваофу благому, тому, кто у врат жизни, в Месте тех, которые принадлежат правому, тому, кого называют Отец"58, и эта душа дает ему славу его гимнов, дает ему его печати, его оправдания, и Саваоф великий благой запечатывает ее своими печатями. И душа дает свое знание59 и славу гимнов и печати всему Месту тех, которые принадлежат правому; и все запечатывают ее своими печатями, и Мелхиседек, великий Приимщик света, тот, кто в Месте тех, которые принадлежат правому, запечатывает эту душу, и Приимщики Мелхиседека запечатывают эту душу и ведут ее в Сокровищницу света. И она дает славу и честь и хвалу гимнов и все печати всех Мест света. И все, принадлежащие Месту Сокровищницы света, запечатывают ее своими печатями, и она идет в место наследования».

Глава 113. (С. 292) И когда Спаситель сказал это своим ученикам, он сказал им: "Понимаете ли вы, каким образом говорю я с вами?"
Мария снова вскочила, она сказала: «Да, Господи мой, я понимаю, каким образом ты говоришь со мной, и я пойму их60 все. Вот, ныне об этих словах, которые ты говоришь, мой Ум произвел во мне четыре мысли и мой человек света повел меня и он возвеселился и он вскипел во мне и захотел выйти из меня и войти в тебя. Ныне, вот, Господи мой, слушай, говорю тебе четыре мысли, которые начали быть во мне. Первая мысль, которая начала быть во мне о слове, которое ты сказал: "Ныне, вот, душа дает оправдание и печать всем Архонтам в Местах царя, Адамаса, и дает оправдание и честь и славу их всех печатей и гимны Местам света", - так, об этом слове ты сказал некогда61. Когда принесли тебе динарий и ты увидел, что он из серебра и меди, ты спросил: "Чей этот образ?" Они сказали: "Он кесарев". Когда же ты увидел, что он смешанный из серебра и меди, ты сказал: "Так, дайте кесарево кесарю и Богово Богу", - то есть, когда душа получает тайну, она дает оправдание всем Архонтам и Месту царя, Адамаса, и дает душа (С. 293) честь и славу всем тем, которые принадлежат месту света. И слово: "Он блестел, когда ты увидел его, бывшего из серебра и меди", - то есть вид того, что в ней есть сила света, то есть
серебро избранное, и что в ней есть дух обманный, то есть медь вещественная. Это, Господи мой, есть первая мысль.
Вторая же мысль, которую ты сказал нам ныне о душе, тайну приявшей: "Когда она входит в Место Архонтов пути Середины, они исходят перед ней в весьма великой боязни, и душа дает ему62 тайну боязни, и она дает Мойру ее месту, и она дает дух обманный его месту, и она дает оправдание и печати каждому из Архонтов на путях (Середины), и она дает честь и славу и хвалу печатей и гимны всем тем, которые принадлежат местам света", - об этом слове, Господи мой, ты сказал устами Павла63, брата нашего, некогда: "Дайте пошлину тому, которого пошлина, и дайте боязнь тому, которого боязнь, и дайте налог тому, которого налог, и дайте честь тому, которого честь, и дайте хвалу тому, которого (С. 294) хвала, и не оставайтесь должными никому ничем", - то есть, Господи мой, душа, которая получила тайну, дает оправдание всем Местам. Это есть, Господи мой, вторая мысль.
Третья же мысль о слове, которое ты сказал нам некогда: "Дух обманный враждебен душе, между тем он заставляет ее соделывать всякие грехи и всякие испытания, и он обличает ее, (подводя) под кары за все грехи, которые он заставил ее соделать, словом, он враждебен душе во всяком роде, - вот, об этом слове ты сказал нам некогда: "Враги человека домашние его"64, - то есть, домашние души суть дух обманный и Мойра, те, которые враждебны душе всякое время, заставляя ее соделывать всякие грехи и всякие беззакония. Смотри, это, Господи мой, третья мысль.
Четвертая же мысль о слове, которое ты сказал65: "Когда душа исходит из тела и идет по пути с духом обманным и когда она не нашла тайны разрешения всех уз и печатей, которые привязаны к духу обманному, так что он прекращает быть данным ей, - когда, вот, она не нашла ее66, дух обманный ведет душу к Деве света, судящей, и судящая, Дева света, проверяет душу и находит, что она согрешила, и так как она также не нашла (С. 295) тайн света при ней, она дает ее одному из ее Приимщиков, и ее Приимщик ведет и бросает ее в тело, и не выходит она из обменов тел до тех пор, пока не даст последнего круга", - вот, об этом слове, Господи мой, ты сказал нам однажды67. "Мирись с врагом твоим, пока ты на пути с ним, чтобы враг твой не дал тебя судье и судья не дал тебя слуге, и слуга не бросил тебя в темницу, и ты не выйдешь из этого места до тех пор, пока не отдашь последнего гроша", - через это ясно слово: "Всякая душа, которая выходит из тела и идет по пути с духом обманным и не находит тайны разрешения всех печатей и всех уз, так что она не разрешает духа обманного, который привязан к ней, эта душа, которая не получила тайны в свете и не нашла тайн разрешения духа обманного, который привязан к ней, вот, если она ее на нашла, дух обманный ведет эту душу к Деве света, и Дева света и судящая сия дает эту душу одному из своих Приимщиков, и ее Приимщик бросает ее в Сферу Зона, (С. 296) и не изойдет она из смен тела до тех пор, пока не даст последнего круга, который ей принадлежит. Это, вот, Господи мой, четвертая мысль».

 

Перевод М.К.Трофимовой