Глава 111. (С. 280) ... И когда ученики сказали это, Спаситель снова
продолжил, Он сказал своим ученикам: «Когда вы идете в города или в царства
или в страны, проповедайте им прежде всего, говоря: "Ищите все время и
не прекращайте до тех пор, пока не найдете тайн света, тех, которые введут
вас в царствие света". Говорите им48: "Остерегайтесь лжеучений. Иначе -
придут многие под именем моим и будут говорить: Я это, хотя это - не Я,
- и они прельстят многих". И ныне каждому человеку, который идет к вам
и верит вам и слушает ваши слова и соделывает достойное тайн света, - дайте
им тайны света и не скрывайте их от них. И тому, кто достоин тайн высочайших,
дайте их ему. И тому, кто достоин тайн нижних, дайте их ему и (С. 281)
не скрывайте ничего ни от кого. Напротив, тайны пробуждения из мертвых
и врачевания болезней не давайте никому и не обучайте ей, ибо тайна сия
принадлежит Архонтам, она и все ее поименования. Вот, поэтому не давайте
ее никому и не обучайте ей до тех пор, пока вы не укрепите веры во всем
мире, с тем чтобы, когда вы пойдете в города или в страны и вас не примут
в них и не поверят вам и не услышат ваши слова, в этих местах вы будете
пробуждать из мертвых и вы будете врачевать хромых и слепых и разные болезни;
чрез все это такого рода они поверят вам, что вы проповедуете Бога Всего,
и они поверят каждому слову вашему. Вот, поэтому я дал вам тайну сию, прежде
чем вы укрепили веру во всем мире».
И когда Спаситель сказал это, Он снова продолжил в слове, он сказал
Марии: «Ныне же слушай, Мария, о слове, о котором ты спросила меня: "Кто
принуждает человека к тому, чтобы он грешил?"»49
Ныне же (слушай): Когда дитя родится, сила мала в нем, и душа мала
в нем, и дух обманный мал в нем, словом, трое вместе малы, (С. 282) никто
из них ничего не ощущает, будь то добро, будь то зло, — из-за тяжести сна,
весьма тяжкого. И опять тело мало, и дитя поглощает яствия мира Архонтов,
и сила притягивает к себе часть силы, которая в яствиях, и душа притягивает
к себе часть души, которая в яствиях, и дух обманный притягивает к себе
часть злобы, которая в яствиях и его похотениях. И тело также притягивает
к себе вещество, не ощущающее, которое в яствиях. Мойра, напротив, ничего
не берет от яствий, ибо не смешана с ними, но величина - с какой она входит
в мир, она идет также с такой. И мало-помалу сила, душа, дух обманный делаются
большими, и каждый из них ощущает по своей природе: сила ощущает с тем,
чтобы искать свет Вышины; душа также ощущает с тем, чтобы искать Место
правды, которое смешано, то есть место смешения; дух обманный также ищет
всякое зло и похотения и всякие грехи; тело же ничего не ощущает, разве
что поднимает силу из вещества. И теперь трое ощущают, каждый по своей
природе. И несущие возмездие50 (Приимщики)51 (С. 283) посылают Литургов
следовать за ними и быть свидетелями всех грехов, которые они соделывают,
из-за способа, каким их будут карать в судилищах. И после этого дух обманный
осмысляет и ощущает все грехи и зло, которые приказали ему для души Архонты
великой Геймармене, и он соделывает их
душе. И внутренняя сила движет душу, заставляя ее искать Место света
и всю божественность, и дух обманный приклоняет душу и принуждает ее к
тому, чтобы она постоянно соделывала все его беззакония, все его испытания,
все его грехи, и он остается данным51* душе и враждебным ей, заставляя
ее соделывать все это зло и все эти грехи. И он принуждает Литургов, несущих
возмездие, к тому, чтобы они были свидетелями на нее во всех грехах, которые
он заставит ее соделать. И опять, когда она идет отдохнуть ночью (или)
днем, он движет ее в сны или в похотения мира и заставляет ее восхотеть
всякую вещь мира, словом, побуждает (?)52 ее на все деяния, которые ему
приказали Архонты, и он бывает враждебным душе, заставляя ее соделать то,
что ей не хочется. (С. 284) Теперь, вот, Мария, он есть враг души, и он
— тот, кто принуждает ее до тех пор, пока не соделает она все грехи. Теперь,
вот, когда время этого человека сбывается и исполняется, сначала выходит
Мойра и ведет этого человека к смерти посредством Архонтов и их уз, которыми
связаны они посредством Геймармене. И после этого идут Приимщики, несущие
возмездие, и выводят эту душу из тела, и после этого Приимщики, несущие
возмездие, бывают три дня, кружа с этой душой по всем местам, посылая ее
во все Зоны мира, дух обманный и Мойра следуют за этой душой, и сила возвращается
к Деве света. И после трех дней Приимщики, несущие возмездие, низводят
эту душу в преисподнюю Хаоса, и когда низведут ее в Хаос, выдают ее тем,
которые карают. И Приимщики возвращаются в свои места в соответствии с
устроением деяний Архонтов об исходе душ. И дух обманный начинает быть
Приимщиком души, он дан ей и обличает ее в соответствии с карой за грехи,
которые он заставил ее соделать, и он пребывает в большой враждебности
к душе. И когда душа (С. 285) исполнится карами в Хаосе в соответствии
с грехами, которые соделала, (дух) обманный выводит ее из Хаоса, он дан
ей и обличает ее в соответствии с Местом за грехи, которые она соделала,
и он выводит ее на путь Архонтов Середины. И когда он достигнет их, они
(Архонты) спрашивают ее о тайнах Мойры, и когда она не находит их, спрашивают
об их Мойре. И эти Архонты карают эту душу по грехам, по которым она достойна.
Я скажу вам о виде их кар в изведении Всего. Когда же время кар этой души
в судилищах Архонтов Середины исполнится, дух обманный выводит душу из
всех Мест Архонтов Середины и берет ее к свету солнца, по велению первого
человека Иеу, и он берет ее к судящей, Деве света. Она проверяет эту душу
и находит, что она душа грешная, и она бросает в нее свою силу света для
ее выпрямления и для тела и для общности ощущения, о виде которых я скажу
вам в изведении Всего. И Дева света запечатывает эту душу и передает ее
одному из ее Приимщиков и побуждает бросить ее в тело, (С. 286) достойное
грехов, которые она совершила. И воистину я говорю вам: она не отпустит
эту душу из ее обменов53 тела до тех пор, пока она не отдаст свой последний
круг в соответствии с теми, которых она достойна. Обо всем этом я скажу
вам - о их виде и виде тел, в которые бросают их, по грехам всякой души,
- обо всем этом я скажу вам, когда скажу об изведении Всего".
Глава 112. Иисус снова продолжил в слове, он сказал: «Но когда
есть душа, которая не послушалась духа обманного во всех своих делах, сделалась
благой и приняла тайны света, те, что во втором Вместилище, или те, что
в третьем Вмести-
лище, которые внутри, если время (исхода) этой души из тела исполнится,
дух обманный следует за этой душой - он с Мойрой - он следует на пути,
которым она войдет в Вышину; и прежде чем она удаляется в Вышину, она говорит
тайны разрешения печатей и всех уз духа обманного, которыми Архонты привязали
его к душе, и когда это будет сказано, разрешаются узы духа обманного,
и он прекращает идти в этой душе и отпускает душу по приказам, которые
приказали ему Архонты великой Гей-мармене, сказав ему: "Не отпускай (С.
287) эту душу, если она не скажет тебе тайны разрешения всех печатей, которыми
мы привязали тебя к душе". Вот, когда душа скажет тайну разрешения печатей
и всех уз духа обманного и когда он прекращает идти в душе и прекращает
быть связанным с ней, - тотчас она говорит тайну и отпускает Мойру в ее
Место к Архонтам, которые на пути Середины. И она говорит тайну и отпускает
духа обманного к Архонтам Геймармене, в место, в котором его связали с
ней. И тотчас она делается большим потоком света, светя весьма, весьма,
и Приимщики, несущие возмездие, те, которые вывели ее из тела, пугаются
света этой души и падают ниц. И тотчас эта душа делается большим потоком
света, и она делается целым крылом света, и она пересекает все Места Архонтов
и все чины света, пока не достигнет места ее царствия, которого тайну она
получила.
Но если это душа, которая получила тайну в первом Вместилище, что извне,
и когда она после того, как получила тайны, исполнит их и совратится и
соделает снова грех после исполнения тайн, и когда снова исполнится (С.
288) время исхождения этой души, тогда идут Приимщики, несущие возмездие,
и выводят эту душу из тела. И Мойра и дух обманный следуют за этой душой,
ибо дух обманный, привязанный к ней печатями и узами Архонтов, следует
за этой душой, которая бродит на путях духа обманного; она говорит тайну
разрешения всех уз и печатей, которыми Архонты привязали дух обманный к
душе. И когда душа говорит тайну разрешения печатей, тотчас узы печатей
разрешаются, те, которые с духом обманным связывали душу. И когда душа
скажет тайну разрешения печатей, тотчас разрешается дух обманный и превращает
быть данным душе. И тотчас душа говорит тайну и удерживает дух обманный
и Мойру и освобождает их от того, чтобы следовать за ней, но нет никого
из них, (кто) есть в их власти, но она есть в их власти54. И тотчас приходят
Приимщики этой души с тайнами, которые она получила, и забирают эту душу
из рук Приимщиков, несущих возмездие, и Приимщики возвращаются к делам
Архонтов для (С. 289) устроения вывода души. И Приимщики этой души, которые
принадлежат свету, делаются крылом света этой души и делаются одеждой света
для нее, и они не выводят ее в Хаос, ибо невозможно вывести в Хаос душу,
которая получила тайну, но они выводят ее на путь Архонтов Середины. И
когда она достигнет Архонтов Середины, выходят навстречу душе эти Архонты,
будучи в великом страхе, в сильном огне, в разных обличьях, словом, будучи
в страхе непомерном. И тотчас душа говорит тайну их оправдания55. И они
очень пугаются и падают ниц, будучи в страхе перед тайной, которую она
сказала, и перед их оправданием. И эта душа отпускает им их Мойру, говоря
им: "Берите себе вашу Мойру! Не пойду я в ваши Места отныне; сделалась
я чужой вам навеки; пойду я в Место моего наследования". Когда же душа
скажет им это, Приимщики света возлетают с ней в Вышину и ведут ее в Зоны
Геймармене в то время, как она дает оправдание этому Месту и его печатям,
то, о чем я скажу вам в изведении тайн. И она дает Архонтам дух обманный
и говорит им (С. 290) тайну уз, которые привязали его к ней, и она говорит
им: "Вот вам ваш дух обманный! Не пойду я в ваше Место отныне; сделалась
я чужой вам навеки". И она дает каждому его печать и его оправдание. Когда
же душа скажет это, Приимщики света возлетают с ней в Вышину и ведут57
ее из Эонов Геймармене, и ведут ее во все Зоны, в то время как она дает
каждому Месту его оправдание, а также оправдание всем местам и печати Тиранам
царя, Адамаса; и она дает оправдание всем Архонтам всех Мест слева, это
— обо всех оправданиях и печатях я скажу вам тогда, когда скажу вам об
изведении тайн. И опять эти Приимщики ведут эту душу к Деве света, и опять
эта душа дает Деве света печати и славу гимнов. И Дева света и семь других
Дев света все проверяют эту душу (С. 291) и все находят их знаки на ней
и их печати и их крещение и их помазание. И Дева света запечатывает эту
душу, и Приимщики света крестят эту душу и дают ей помазание духовное,
и каждая Дева света запечатывает ее своей печатью. И опять Приимщики света
передают ее великому Саваофу благому, тому, кто у врат жизни, в Месте тех,
которые принадлежат правому, тому, кого называют Отец"58, и эта душа дает
ему славу его гимнов, дает ему его печати, его оправдания, и Саваоф великий
благой запечатывает ее своими печатями. И душа дает свое знание59 и славу
гимнов и печати всему Месту тех, которые принадлежат правому; и все запечатывают
ее своими печатями, и Мелхиседек, великий Приимщик света, тот, кто в Месте
тех, которые принадлежат правому, запечатывает эту душу, и Приимщики Мелхиседека
запечатывают эту душу и ведут ее в Сокровищницу света. И она дает славу
и честь и хвалу гимнов и все печати всех Мест света. И все, принадлежащие
Месту Сокровищницы света, запечатывают ее своими печатями, и она идет в
место наследования».
Глава 113. (С. 292) И когда Спаситель сказал это своим ученикам,
он сказал им: "Понимаете ли вы, каким образом говорю я с вами?"
Мария снова вскочила, она сказала: «Да, Господи мой, я понимаю, каким
образом ты говоришь со мной, и я пойму их60 все. Вот, ныне об этих словах,
которые ты говоришь, мой Ум произвел во мне четыре мысли и мой человек
света повел меня и он возвеселился и он вскипел во мне и захотел выйти
из меня и войти в тебя. Ныне, вот, Господи мой, слушай, говорю тебе четыре
мысли, которые начали быть во мне. Первая мысль, которая начала быть во
мне о слове, которое ты сказал: "Ныне, вот, душа дает оправдание и печать
всем Архонтам в Местах царя, Адамаса, и дает оправдание и честь и славу
их всех печатей и гимны Местам света", - так, об этом слове ты сказал некогда61.
Когда принесли тебе динарий и ты увидел, что он из серебра и меди, ты спросил:
"Чей этот образ?" Они сказали: "Он кесарев". Когда же ты увидел, что он
смешанный из серебра и меди, ты сказал: "Так, дайте кесарево кесарю и Богово
Богу", - то есть, когда душа получает тайну, она дает оправдание всем Архонтам
и Месту царя, Адамаса, и дает душа (С. 293) честь и славу всем тем, которые
принадлежат месту света. И слово: "Он блестел, когда ты увидел его, бывшего
из серебра и меди", - то есть вид того, что в ней есть сила света, то есть
серебро избранное, и что в ней есть дух обманный, то есть медь вещественная.
Это, Господи мой, есть первая мысль.
Вторая же мысль, которую ты сказал нам ныне о душе, тайну приявшей:
"Когда она входит в Место Архонтов пути Середины, они исходят перед ней
в весьма великой боязни, и душа дает ему62 тайну боязни, и она дает Мойру
ее месту, и она дает дух обманный его месту, и она дает оправдание и печати
каждому из Архонтов на путях (Середины), и она дает честь и славу и хвалу
печатей и гимны всем тем, которые принадлежат местам света", - об этом
слове, Господи мой, ты сказал устами Павла63, брата нашего, некогда: "Дайте
пошлину тому, которого пошлина, и дайте боязнь тому, которого боязнь, и
дайте налог тому, которого налог, и дайте честь тому, которого честь, и
дайте хвалу тому, которого (С. 294) хвала, и не оставайтесь должными никому
ничем", - то есть, Господи мой, душа, которая получила тайну, дает оправдание
всем Местам. Это есть, Господи мой, вторая мысль.
Третья же мысль о слове, которое ты сказал нам некогда: "Дух обманный
враждебен душе, между тем он заставляет ее соделывать всякие грехи и всякие
испытания, и он обличает ее, (подводя) под кары за все грехи, которые он
заставил ее соделать, словом, он враждебен душе во всяком роде, - вот,
об этом слове ты сказал нам некогда: "Враги человека домашние его"64, -
то есть, домашние души суть дух обманный и Мойра, те, которые враждебны
душе всякое время, заставляя ее соделывать всякие грехи и всякие беззакония.
Смотри, это, Господи мой, третья мысль.
Четвертая же мысль о слове, которое ты сказал65: "Когда душа исходит
из тела и идет по пути с духом обманным и когда она не нашла тайны разрешения
всех уз и печатей, которые привязаны к духу обманному, так что он прекращает
быть данным ей, - когда, вот, она не нашла ее66, дух обманный ведет душу
к Деве света, судящей, и судящая, Дева света, проверяет душу и находит,
что она согрешила, и так как она также не нашла (С. 295) тайн света при
ней, она дает ее одному из ее Приимщиков, и ее Приимщик ведет и бросает
ее в тело, и не выходит она из обменов тел до тех пор, пока не даст последнего
круга", - вот, об этом слове, Господи мой, ты сказал нам однажды67. "Мирись
с врагом твоим, пока ты на пути с ним, чтобы враг твой не дал тебя судье
и судья не дал тебя слуге, и слуга не бросил тебя в темницу, и ты не выйдешь
из этого места до тех пор, пока не отдашь последнего гроша", - через это
ясно слово: "Всякая душа, которая выходит из тела и идет по пути с духом
обманным и не находит тайны разрешения всех печатей и всех уз, так что
она не разрешает духа обманного, который привязан к ней, эта душа, которая
не получила тайны в свете и не нашла тайн разрешения духа обманного, который
привязан к ней, вот, если она ее на нашла, дух обманный ведет эту душу
к Деве света, и Дева света и судящая сия дает эту душу одному из своих
Приимщиков, и ее Приимщик бросает ее в Сферу Зона, (С. 296) и не изойдет
она из смен тела до тех пор, пока не даст последнего круга, который ей
принадлежит. Это, вот, Господи мой, четвертая мысль».
Перевод М.К.Трофимовой