Апокрифы, околохристианские тексты

Библиотека Наг-Хаммади | Новозаветные апокрифы | Ветхозаветные апокрифы | Герметизм | Гностицизм | Свитки Иудейской пустыни | Исследования

Выдержки из глав 131-133

(Говорит Мария:) "(С. 332)... Господи мой, еще спрашиваю тебя и ты от меня не скрывай. Теперь, вот, Господи мой, кто понуждает человека грешить?" Спаситель ответил, Он сказал Марии: "Архонты Геймармене, они суть те, которые понуждают человека грешить". Мария ответила, она сказала Спасителю: "Господи мой, разве Архонты нисходят в мир и понуждают человека грешить?" Спаситель ответил, он сказал Марии: "Они не нисходят в сей мир..." (Далее Спаситель рассказывает о том, как поступают Архонты. Будучи в одном из мест мироздания - в "Месте царствия Адамаса, в месте, что пред Девой света", - продолжает Спаситель,) "(С. 333)...они подносят прежней душе чашу забвения из семени зла, наполненную всеми различными желаниями и всем забвением; и тотчас, как только эта душа выпьет из чаши, она забудет все места, в которые ходила, и все наказания, которые прошла, и эта чаша воды забвения становится телом снаружи души, становится похожей на душу всем видом и подобной ей, - то есть тем, что называется духом обманным... (С. 334)... И эта чаша забвения становится духом обманным для этой души и остается снаружи души, будучи одеждой ей, будучи похожей на нее всем видом, будучи покровом как одежда снаружи ее. И пять Архонтов великой Геймармене Эонов и Архонт солнечного диска (С. 335) и Архонт лунного диска дуют в середину этой души, и исходит из нее часть моей силы,...и часть этой силы остается в душе, развязанная в ней и существующая по своей собственной власти, согласно устроению, ей положенному, дабы дать душе ощущение, с тем чтобы она искала дела света вышнего ежечасно. И эта сила подобна виду души во всех образах и похожа на нее, и она не может быть снаружи души, но остается она внутри нее..." (Далее упоминаются Архонты, которые принимают участие в создании душ, прикасаются к ним, лепят их и могут быть названы, как говорится ниже, их отцами. Текст возвращается к духу обманному.) "(С. 337) И кладут они (Архонты) дух обманный снаружи души, так чтобы он наблюдал за ней и был придан ей, и Архонты привязывают его своими печатями и путами и припечатывают его к ней, дабы всякое время он принуждал ее соделывать все их страсти и все их беззакония с тем, чтобы она всякое время была рабыней им и оставалась в их подчинении всякое время при переменах тела. И припечатывают дух обманный к ней, дабы пребывала она во всех грехах и похотениях мира. Вот, потому таким образом я принес в этот мир тайны, которые развязывают все путы духа обманного и все печати, связавшие душу, те, которые делают душу свободной, и освобождают ее от Архонтов, и делают светом чистым, и влекут ее в царство ее Отца, первого исшествия, первой Тайны навеки. Вот, потому я сказал вам однажды: "Кто не оставит отца и мать и не последует за Мной, тот не достоин Меня"68. Вот, я сказал однажды: "Оставьте отцов ваших, Архонтов, дабы я сделал вас сынами первой Тайны навеки".
(Снова и снова повторяются в тексте наставления Архонтов духу обманному:) "(С. 339)... Не возмущай ее вообще ни на час, если только не говорит она тайны и не развязывает все печати и все путы, которыми мы привязали тебя (С. 340) к ней, а если она говорит тайны, если она развязывает все печати и все путы и оправдания Места и если она идет, дай ей уйти, ибо она принадлежит тем, кто от света вышнего, и она
стала чужой нам и тебе, ты не сможешь отныне схватить ее. Но если она не говорит тайны развязывания твоих пут и твоих печатей и оправдания Места, хватай ее, не давай ей уйти, влеки ее к наказаниям и во все Места судилищ за грехи, которые ты побудил ее совершить." (Таковы, по словам Спасителя, приказы Архонтов великой Геймармене Эонов духу обманному. Литургам же Эонов, число которых 365, Архонты) «передают душу и дух обманный связанными вместе; дух обманный есть снаружи души, а смесь силы внутри души, причем она внутри их обеих, так чтобы они могли устоять, ибо сила есть то, что устанавливает их обеих. И Архонты приказывают Литургам, говоря им: "Таков вид, который вы вложите в тело вещества мира". (Они же говорят им:) "Положите смесь силы внутрь души внутрь всех их, (С. 341) дабы они могли устоять, ибо она их стоятель, а на душу положите дух обманный". Также они приказывают своим Литургам, чтобы те вложили это в тело противоположного вида. В этой форме Литурги Архонтов несут силу, душу и дух обманный, бросают их трех в мир и направляют (их) в мир Архонтов середины. Архонты середины также наблюдают за духом обманным и за долей (цоГра), имя которой есть Мойра (цснра), которая ведет человека к тому, чтобы быть ему умерщвленному смертью, ему предназначенной; это та (Мойра), которую Архонты великой Геймармене привязали к душе».
(Далее в тексте описываются становление и жизнь человека - от момента его зачатия и до смерти, рассказывается о том, какую роль при этом играет судьба -Геймармене, как множество Архонтов создает в утробе матери тело зародыша, как каждый из этих Архонтов дает имя той или иной его части, как налагаются на него печати с указанием сроков и событий жизни, которую ему предстоит прожить.)
"(С. 345)... И когда исполнится число месяцев рождения ребенка, младенец рождается; мала в нем смесь силы, мала в нем душа, мал в нем дух обманный, напротив, Мойра велика. Она не смешана с устроением тела, но сопровождает душу, тело и дух обманный вплоть до времени, когда душа выйдет из тела, из-за вида смерти, которой она умертвит его в соответствии с той участью, что предназначена ему Архонтами великой Геймармене; если он должен умереть от дикого зверя, Мойра приведет к нему дикого зверя, чтобы тот умертвил его, или если он должен умереть от змеи, или должен упасть случайно в ров, или должен повеситься, или должен умереть в воде такой-то или другой смертью, хуже этой или лучше, - словом, Мойра есть та, которая понудит (С. 346) его смерть к нему. Это - дело Мойры, и нет у нее другого дела, кроме этого. И Мойра сопровождает этого человека до дня его смерти."
Ответила Мария, она сказала: "Так, значит, все люди, которые в мире, или все, что им предназначено от Геймармене, будь то хорошее, будь плохое, будь грех, будь смерть, будь жизнь, - словом, все, что им предназначено Архонтами Геймармене, — случится ли это?" Ответил Спаситель, Он сказал Марии: "Воистину говорю тебе, все, что предназначено каждому от Геймармене, будь то хорошее, будь какой-нибудь грех, словом, все, что ему предназначено, случится с ним. Вот, из-за этого Я принес ключ тайн Царствия небес, или иначе - никакая плоть в мире не будет спасена, ибо без тайны никто не внидет в Царствие света, ни праведник, ни грешник..."
 
 

Перевод Трофимовой