Апокрифы, околохристианские тексты

Библиотека Наг-Хаммади | Новозаветные апокрифы | Ветхозаветные апокрифы | Герметизм | Гностицизм | Свитки Иудейской пустыни | Исследования

ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ (греч. Trismegistos - "Трижды великий")
- имя, данное античными греками Тоту (Дхути) - древнеегипетскому богу мудрости и письма, отождествленному ими с собственным богом Гермесом. (Гермес - от греч. herma - груда камней или каменный столб, которыми отмечались в древности места погребений. В древнегреческой мифологии Гермес - вестник богов, покровитель путешественников, проводник душ умерших людей в царство мертвых; олимпийское божество, сын Зевса; посредник между богами и людьми, вхожий как в мир живых, так и в мир мертвых. Атрибутами Гермеса выступали золотые крылатые сандалии и золотой жезл - средоточие магических сил.) Первоначально это (или подобное) имя носил некий маг и ученый эпохи додинастического Египта (середина 3-го тыс. до н. э.), возможно, жрец культа лунного бога, позже сам объявленный богом. Центром лунного культа Г.-Тота был г. Гермополь. Позже к Г. Т. как ученому, обладателю тайного знания, обратились гностики. Климент Александрийский (3 в.) считал Г. Т. автором 42 трудов астролого-космографического и религиозного содержания. В греческих и латинских изложениях до нас дошли: "О природе богов", "Пимандр, или О могуществе и мудрости Божьей" и знаменитая "Изумрудная скрижаль". Г. Т. считается предтечей гностицизма (см.), герметизма (см.), алхимии, учения тамплиеров, масонства и др. Г. Т., в частности, приписывается авторство "Кибалиона" - основы мудрости герметизма. Теологические сочинения Г. Т. представлены 17 трактатами Corpus Hermeticum. Теологическая доктрина Г. Т. проиграла в идейном соперничестве с христианством (см.), но естественно-научная доктрина под его именем господствовала вплоть до эпохи Просвещения и дожила до 21 в. в виде астрологии и доктрины соответствий (см. Герметизм). Сравнительно точно можно датировать лишь самую древнюю известную редакцию астрологической "Книги Гермеса" - по положению большинства звезд из ее каталога: 130-60 до н. э., а также первую и вторую книги "Герметического свода": соответственно - 1-3 и 4 вв. Космогонические и теогонические элементы учения Г. Т. восходят к временам авестийской книги "Дамдад-Наск" (ок. 500 до н. э.) или являются еще более древними. Большинство же герметических фрагментов дошло в списках, переводах и пересказах, поэтому их точная датировка не представляется возможной.

ГЕРМЕТИЗМ -
система философско-религиозных воззрений, содержащихся в более 40 греческих, арабских и латинских трактатах, восходящих к Гермесу Трисмегисту. Возникновение Г. датируют 3 в. до н. э.; складывание - 1-4 вв. Тексты Г. содержали изложение взглядов платоников и пифагорейцев, касающиеся возникновения мира, Бога и Его эманаций в природе, проблем сотериологии и эсхатологии (основные компоненты - алхимия и астрология). Особое влияние на воспоследовавшие эзотеризм и теософию оказали тексты "Пимандр" и "Изумрудная скрижаль Гермеса". Г. принято подразделять на высокий (теология, философия) и низкий (естественно-научные произведения: магия, астрология, алхимия). Высокий Г. - это, во-первых, "Герметический свод" - трактаты, дошедшие на древнегреческом языке, на котором они, судя по игре слов, и были написаны; во-вторых, диалог "Асклепий" - латинский перевод книги, известной также в коптском варианте; и, наконец, фрагменты учения Гермеса Трисмегиста, дошедшие в цитатах или изложении Стобея, Лактанция и других христианских авторов. Понятия "Г." и эзотеризм возникли в эпоху эллинизма или чуть раньше: Геродот (484-425 до н. э.) рассказывает о египетских жрецах, обладающих тайным знанием и возводящих это знание к легендарному Гермесу Трисмегисту. От имени Гермеса происходит и понятие "герменевтика" - искусство толкования священных текстов, получившее в христианской практике название "экзегетика" (толкование Священного Писания), а также известное слово "герметический" (или "плотно закрытый"). На рубеже древности и эллинизма сложились и герметические науки, изучающие явления одних планов (уровней) бытия по их проявлениям на других согласно принципу подобия. Этот принцип, иначе называемый доктриной соответствия или законом подобия (аналогии, симпатии), был, по преданию, открыт самим Гермесом Трисмегистом и выражен в знаменитой формуле: "То, что внизу, подобно тому, что наверху". Позже к Гермесу как ученому, обладателю тайного знания, обратились гностики. Г. как учение и как термин дожил до рубежа 1-го и 2-го тыс., т. е. до Великой схизмы 1054, когда Римский Папа Лев IX и константинопольский патриарх Михаил Кируларий заочно прокляли друг друга. 11 в. явился периодом окончательного оформления догмы во всех трех мировых религиях - иудаизме, христианстве и исламе. Поскольку оформилась догма, постольку оформилось и представление о том, что к ней не относится, понятие догмы и не-догмы. До 11 в. знание хотя бы основ Г. считалось признаком образованности, эрудиции. В гороскопы можно было верить или не верить, но составлять их умели - в этом признавался, например, византийский писатель и царедворец Михаил Пселл (1018-1078).

Начиная с 11 в. знание из области Г. стало порочным, "поганым" ("языческим" - от лат. paganus). Право на связь с потусторонним миром было монополизировано Церковью, все прочие эзотерики превратились в соперников, конкурентов, расправа с которыми не заставила себя ждать - началась эпоха охоты на ведьм. Г. вкупе со всем прочим античным наследием был объявлен дьявольщиной и забыт. Возродился Г. очень скоро, также одновременно со всем античным наследием, но уже под другим названием: оккультизм.


Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. - Мн.: Книжный Дом, 2007.- 960 с.- (Мир энциклопедий)