Апокрифы, околохристианские тексты

Библиотека Наг-Хаммади | Новозаветные апокрифы | Ветхозаветные апокрифы | Герметизм | Гностицизм | Свитки Иудейской пустыни | Исследования

Песни субботнего жертвоприношения 4Q403 (4QShirShabbd)




4Q403(ShirShabbd) Пергамент cкопирован в середине I столетия до н.э. Высота 18 см. (7 дюймов), ширина 19 см. (7 1/2 дюймов)

Песни субботнего жертвоприношения (известные также под названием "Литургии ангелов") представляют собой богослужебный текст, составленный из тринадцати отдельных разделов, по одному на каждую из первых тринадцати суббот года. Песни наводят на воспоминание о хвале, возносимой ангелами Богу, и содержат рассуждения об ангельском священстве, небесном Храме и о субботнем богослужении в этом храме.

Заголовки отдельных песен могут отражать солнечный календарь. Несмотря на то, что сами песни не несут в себе никаких прямых указаний на их источник, фразеология и терминология этих текстов очень близка к документам кумранской общины.

Восемь рукописей этого произведения были обнаружены в пещере 4 Кумрана (4Q400 - 407), и еще одна – в пещере 11. Они датируются эпохой поздних Хасмонеев или Ирода. Рукопись Песен субботнего жертвоприношения была также найдена в Масаде, крепости зелотов.

 

30 (Наставник). Песнь жертвоприношения седьмой Субботы шестнадцатого числа месяца. Благословите Господа на высотах Его, о вы, высочайшие среди всех

31 божественных служителей (elim)1  знания. Пусть святейшие из сотворенных по образу Божию превозносят имя Царя Славы, который освящает святостью Своей всех избранников Его. О, вы, предстоящие в молитве среди
 
32 всех сотворенных по образу Божию, славьте и превозносите Господа, ибо Он достоин хвалы. Ибо в величии молитвы слава Царства его. Оттуда исходят хвалы всех
 
33 сотворенных по образу Божию вместе с сиянием величия Его. И превозносите Его до небес, о вы, высочайшие и святейшие из божественных служителей (elim), превозносите Его славу и Божественность превыше

34 небес. Ведь О[н есть Господь господствующих] среди всех глав в высотах небесных и Царь царей в вечных советах (Его), (ибо так предначертано)

35 (разумением Его). Словом Его сотворены [все ангелы небесные]; речением уст Его - все вечные духи; [сил]ой разумения Его – все творения Его
 
36 со всеми деяниями их. Пойте же с радостью, о вы, кто радуется радостью великою  [в познании Его] среди всех чудесных творений Его. И воспевайте славу Его языком тех, кто познал Его, и да не сходит песнь радости

37 с уст тех, кто воспевает [Его. Ибо Он есть]
     Бог всех, кто радуется в познании (Его) вечно и Судья, имеющий власть над духами разумения.
 

* * *

Примечание

1.  “Elim означает божество вообще; в названии различных должностей служителей храмов слово "бог", которое здесь бесспорно употреблено в самом общем значении этого слова, передавалось обыкновенно множественным числом "elim". (См.: Иллюстрированная история религий в 2-х тт. Под ред. проф. Д.П. Шантепи де ля Соссей. М., Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Российский Фонд Мира, 1992. Т. 1. С. 232-237.)