Апокрифы, околохристианские тексты

Библиотека Наг-Хаммади | Новозаветные апокрифы | Ветхозаветные апокрифы | Герметизм | Гностицизм | Свитки Иудейской пустыни | Исследования

А. Логинов. Ошибка дона Хуана / Тайны вечной жизни: от Египетской книги мёртвых до учения Кастанеды


ГЛАВА ПЕРВАЯ. ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ НОВЫХ ВИДЯЩИХ


УЧЕНИЕ ДОНА ХУАНА

Учением дона Хуана, по имени главного героя повествования, принято называть описание Вселенной, потусторонних сил и человека, изложенное в книгах Карлоса Кастанеды. Дон Хуан, как утверждает автор, был магическим лидером, нагвалем,* //Примечание. В традиционных верованиях индейцев Центральной Америки нагваль – это личный дух-покровитель, являющийся человеку во сне или особом видении. Обычно, нагваль принимает образ какого-либо животного. У Кастанеды нагваль – руководитель группы магов, обладающий особой силой. Одновременно Нагвалем называется неописуемая первопричина всего сущего (в последнем значении слово «Нагваль» в данной работе пишется с большой буквы).// обладающим особой энергией, позволяющей руководить группой магов и быть их проводником в Неведомое. Его доктрину Кастанеда называет в разных книгах по-разному: путем знания, учением толтеков* //Примечание. Здесь и далее имеется в виду не представители индейского этноса, создавшего в IX- XII веках государство на территории древней Мексики, а люди разных национальностей, обладающие магическими знаниями, унаследованными, по преданию, от «настоящих» толтеков. Сам Кастанеда говорил, что «у слова «толтек» имеет очень широкое значение. О ком-то говорят, что он толтек, так же, как могут сказать, что он демократ или философ».1 // или новых видящих, и даже шаманизмом (в антропологии этот термин имеет иное значение). В течение тридцати лет Карлос выпускает 10 книг, в которых подробно излагает систему мировоззрения и магических практик дона Хуана. Сам нагваль свои знания и опыт называл магическими с неохотой – по его мнению, слово «магия» не передает сути древнего учения.

Согласно рассказам дона Хуана, на территории Мексики в течение столетий сохраняется и развивается особое знание. Оно получено от Орла – мистической первопричины Вселенной. Разумеется, эта первопричина не имеет никакого отношения к хищным птицам, просто маги Кастанеды (они же видящие, толтеки, «воины»), сумели по-особому воспринять её – увидеть, и нашли в ней что-то общее с орлом.* //Примечание. Орёл считается творцом мира и является объектом религиозного почитания у самых разных народов. Так у якутов орел-айы - это высшее божество, творец природы и людей. Именно орел создал шаманов, которые появляются из насиженных им яиц. Такое же значение имеет эта птица и в финской мифологии: орел высидел яйцо, из которого образовался мир; он же отец колдовства и шаманства. Финский бог Калев, герой Калевалы, был принесён в клюве орла и сам он - орел. У племен южных австралийцев эта птица почитается как творец вселенной, обладатель магической силы. Перуанские индейцы считают орла своим предводителем. Скандинавский бог Один, покровитель магии и кузнечного дела, индийский бог Индра и греческий Зевс принимали образ орла.// Знание получено от Орла не как откровение, то есть непосредственное обращение Божества к людям, а в результате видения – экстрасенсорного восприятия энергии. Людей, способных на это восприятие, дон Хуан называл видящими.  Эти видящие в течение столетий наблюдали, как некая неописуемая сила образует непрерывный поток энергии, создающий и уничтожающий все объекты Вселенной. Постепенно видящие попытались интерпретировать результаты своего наблюдения. Так родилось особое знание - Правило, описывающее истинную, с точки зрения толтеков, причину бытия.

Дон Хуан разделил видящих на древних и новых. Древние видящие – это множество поколений магов прошлого, которые стремились приобрести власть над людьми, пережить фантастические приключения в других мирах и т. д. Традиция новых видящих возникла несколько столетий назад, после крушения цивилизации толтеков, которую никакие магические приемы не спасли от захватчиков. Новые видящие сосредоточили все свои усилия на достижении абстрактной цели – обретении полной свободы.

Главное «действующее лицо» Правила – потусторонняя сила, названная Орлом. Как сказал дон Хуан, называется она так «не потому, что это орёл или что-то, имеющее нечто общее с орлом, или как-то к нему относящееся, а потому, что для видящего она выглядит как неизмеримый и иссиня-чёрный Орёл, стоящий прямо, как стоят орлы, высотой уходя в бесконечность. ...Четыре вспышки света освещают его сущность. Первая вспышка, подобно молнии помогает видящему охватить контуры тела Орла. Тогда можно видеть белые мазки, выглядящие как крылья. Вторая вспышка молнии освящает колышущуюся, создающую ветер черноту, выглядящую как крылья Орла. С третьей вспышкой видящий замечает пронзительный нечеловеческий глаз. А четвёртая, последняя вспышка открывает то, что Орел делает. Орёл пожирает осознание* //Примечание. Под осознанием Кастанеда подразумевает весь комплекс психики, сознания и бессознательного, который в традиционных религиях принято называть душой. Осознанием, согласно учению толтеков, обладают все живые существа и даже обитатели иных миров. // всех живых существ, живших на земле мгновение назад, а сейчас мёртвых, прилетевших к клюву Орла как бесконечный поток мотыльков, летящих на огонь, чтобы встретить своего Хозяина и причину того, что они жили. Орел разрывает эти маленькие осколки пламени, раскладывая их, как скорняк шкурки, а затем съедает, потому что осознание является пищей Орла». 2

Этого пожирания не может избежать и человек. «Орёл... видит всех этих существ одинаково. Поэтому у человека нет никакого способа разжалобить Орла, просить у него милости или надеяться на снисходительность».3 Быть съеденным – вот, с точки зрения магов, действительный смысл человеческой и всякой другой жизни. Орёл «создаёт живые существа... чтобы они в процессе жизни могли обогащать осознание, полученное вместе с жизнью». 4

Конечно, ужасно, что человеческое осознание исчезает в клюве вселенского хищника, но, по мнению дона Хуана, это закономерно, поскольку именно Орёл даёт людям жизнь. И чудовищный пир, описанный доном Хуаном, по сути, порождение слабого человеческого осознания: после восприятия чего-то совершенно неописуемого, оно «вмешивается и принимается за построение интерпретаций. Но в действительности Орла... не существует. Уяснить же истинную сущность того, что существует на самом деле, не в состоянии ни одно живое существо». 5
Грозный образ Орла, по словам дона Хуана, возник по вине неуравновешенных и впечатлительных видящих, которые поспешили описать в привычных образах нечто принципиально неописуемое. Но их слабость стала традицией, и поколения магов оказались накрепко приклеены к образу хищной птицы. (В дальнейшем Кастанеда будет постоянно менять имя первоисточника Вселенной на Дух, Нагваль и даже Тёмное море осознания).
 
 

ПРЫЖОК В ПРОПАСТЬ КАК ОБРЕТЕНИЕ БЕССМЕРТИЯ

Итак, Орёл порождает человека, точнее, его энергетическую структуру, похожую на светящийся кокон или яйцо. Обычный, не умеющий видеть человек, глядя на эту энергетическую структуру, воспринимает только её проявление в этом мире – физическое тело.

На манипуляциях с энергетической структурой, центром которой является так называемая точка сборки, и основаны, как утверждал Дон Хуан, все магические действия. Сдвигая точку сборки, маг изменяет собственное восприятие и переносится в другие миры, или, точнее, другие миры становятся для него реальностью. В этих мирах тоже есть жизнь, но принципиально отличная от нашей и названная Кастанедой неорганической. Маги вступают в контакт с некоторыми из неорганических существ, для того, чтобы использовать их для своих целей. Прирученных особыми магическими способами неорганических существ маги называют «союзниками».

Но главная цель магии толтеков – не управление потусторонними существами и приключения в бесконечных мирах. Цель их абстрактной магии чрезвычайно конкретна – спасение своего осознания от пожирания Орлом.

В Правиле о возможности спасения говорится так: «Хотя Орла не волнуют обстоятельства жизни любого живого существа, каждому из них он сделал дар. По-своему, своими собственными средствами, каждое из них, если пожелает, имеет власть сохранить силу осознания, силу не повиноваться зову смерти и тому, чтобы быть сожранным. Каждому живому существу была дарована сила, если оно того пожелает, искать проход к свободе и пройти через него. Для того видящего, который видит этот проход, и для тех существ, которые прошли через него, совершенно очевидно, что Орёл дал этот дар для того, чтобы увековечить осознание. Для того, чтобы к лазейке существовал проводник, Орёл создал нагваля».6 Нагваль – это лидер видящих, обладающий особой силой и знанием Правила.

Цель воинов, как уже сказано – сохранение осознания от пожирания его Орлом и обретение полной свободы. Они могут достичь этого, слившись своей энергетической структурой со всеми бесконечными потоками энергии Вселенной. Это слияние толтеки называют Огонь изнутри.

Чтобы слиться со Вселенной – сгореть в Огне изнутри, видящему необходимо пойти на самоубийственный поступок – прыгнуть в пропасть. Смертельная угроза должна за доли секунды мобилизовать все магические ресурсы воина, и он, вспыхнув, сможет исчезнуть из этого мира, навсегда растворившись в Неизвестности. При этом толтеки рассчитывают сохранить свою индивидуальность, «в определённом смысле» остаться самими собой. Как сказала одна из учениц Кастанеды: «Мы рассчитываем... обрести возможность увидеть бесконечность в течение следующего миллиарда или пяти миллиардов лет». 7 Если же воин не приобрёл достаточного магического мастерства, то он попросту упадёт и погибнет на дне пропасти.

Достигнув Огня изнутри, видящий уходит в Вечность. Через много лет его питомцы, обучив абстрактной магии новую партию воинов, также прыгают в пропасть и сливаются с Вселенной. И так, группа за группой, горстки видящих обретают свободу, в то время как остальное человечество, ничего не зная о данном Орлом шансе, идёт к окончательной смерти.
 
 

МАГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СПАСЕНИЯ

В лекциях, прочитанных в последние годы своей жизни, Кастанеда сообщает, что Огня изнутри, в исключительных случаях, можно достичь, не прыгая в пропасть. Соответственно, всем многочисленным поклонникам «пути воина» можно всерьёз осваивать техники толтеков, не имея учителя-нагваля и не состоя в группе видящих. О таком «облегчённом» варианте достижения бессмертия рассказывали на своих семинарах и ученицы Карлоса.

Но в любом случае, чтобы успешно уйти из этого мира, маг должен долгие годы отшлифовывать свои техники, которые сводятся, в общем, к перепросмотру и сдвигу точки сборки. Перепросмотр заключается в воспоминании всех событий жизни и всех контактов с людьми. При таком воспоминании видящий возвращает свою энергию, потраченную при контактах с людьми, и очищает себя от чужой энергии. Делается это с помощью особого дыхания. Цель – сформировать точную копию своих жизненных переживаний, которую необходимо «подсунуть» всепожирающему Орлу вместо настоящего осознания. Ему, утверждал дон Хуан, не нужны жизни людей и других живых существ, он их съедает «между прочим», его главная пища – опыт прожитой жизни. Если воин сумеет создать точную энергетическую копию этого опыта -  вселенский хищник откроет ему путь к свободе.

Другая магическая техника – сдвиг точки сборки. Каждое изменение её положения даёт изменение восприятия, вплоть до перемещения толтека в какой-нибудь из других миров. Для достижения Огня изнутри точка сборки должна распространиться по всему кокону. Чтобы подготовить себя к такому радикальному действию, маги практикуют постоянные сдвиги точки.

Прежде всего, это контроль над сновидениями, которые сами по себе есть результат хаотического перемещения точки сборки во время сна. Жёсткая фиксация точки с помощью специальных упражнений упорядочивает сновидения, делает их «плотными». Таким образом, маг из своих снов образует иные миры.  Он может проникать и надолго задерживаться в них с помощью особого тела сновидения, энергетического «дубля» физического тела.* //Примечание. Сибирские шаманы считают, что при камлании посещает иные миры особая «шаманская» душа, которая очень напоминает «дубль» Кастанеды. Также у западных славян, румын и венгров считалось, что многие колдуны обладают двумя душами: человеческой и демонической. Когда такой колдун засыпает, его вторая, демоническая душа бродит вне своего тела, принимает разные обличья и т. д. Описание этой души совпадает с энергетическим дублем толтеков.

Также славяне считали, что после смерти колдуна-двоедушника его чистая душа идёт на тот свет, а нечистая становится упырём. У Кастанеды мы встречаем нечто подобное: древние видящие стараются трансформироваться в неорганические существа, очень напоминающие привидения, и питаются энергией своих жертв – перепуганных насмерть людей.//

Также толтек учится сдвигать точку и в состоянии бодрствования. Изменение положения точки сборки меняет строение энергетического кокона, что позволяет трансформировать своё земное тело. На сдвиге точки сборки основаны практикуемые магами техники оборотничества, контакты с неорганическими существами и т. д.

В последние годы жизни Кастанеда слегка переформулировал основную задачу видящих, включив в неё борьбу с воладорами (voladores, в переводе с испанского – «летуны»). Воладоры – неорганические существа, часть огромного хищника, пришедшего на Землю из глубин Вселенной после какой-то потусторонней катастрофы. Увидеть его целиком люди не могут, он представляется им как разрозненное хаотическое скопление летающих чёрных теней. Летуны пожирают сверкающую оболочку осознания – особую энергию-свечение вокруг кокона. Потусторонние сущности научились контролировать поведение человека, внедрив ему свой разум, лживый и алчный.
Подчиняясь этому внедрённому разуму, человек действует не как магическое существо, наделённое особой силой, каким он был изначально, а как слабый, никчемный, погрязший в глупом эгоизме субъект. Объедание летунами энергетического кокона людей с возрастом усиливается: дети «светятся» достаточно сильно, но, обучаемые взрослыми поведению, построенному на законах внедрённого ума, они постепенно становятся объектом энергетической эксплуатации. Увидеть воладоров довольно легко: как чёрные тени они летают вокруг людей, и в сумерках даже обычный человек краем глаза может заметить их зловещие метания.

Поработив людей, воладоры заставляют их расходовать энергию на борьбу с самими собой и окружающими, а не на обретение свободы. Устранить воладоров как  таковых нельзя, утверждал дон Хуан, но им можно противодействовать с помощью дисциплины – способности «спокойно противостоять обстоятельствам, не входящим в наши расчёты». Дисциплина прерывает работу навязанного летунами разума, его действие раз за разом уменьшается, пока, однажды, не прекращается совсем. Воладоры, по мнению нагваля, не способны есть сверкающую оболочку осознания, восстановленную дисциплиной, она «выше понимания» их хаотичного разума. Но всему человечеству от влияния воладоров не освободится: летуны, контролируя мышление, навязывают свою оценку всего, и истину об их существовании представляют в уме человека как абсурдную выдумку.
 
 

СМЕРТЬ ОКОНЧАТЕЛЬНА?
 
У магов есть абстрактная цель – свобода, но что ждёт их после растворения осознания по всей неизмеримой Вселенной, доподлинно неизвестно. Значит, для них важно только конкретное воплощение абстрактной цели – жить пять миллиардов лет. Почему для потусторонней жизни воины должны отказываться от земной? Ради чего смертельный риск Огня изнутри?

Как было сказано, концепция мироздания мексиканских магов основывается на видении – особом восприятии энергетической «изнанки» физического мира. Толтеки знали, что Орёл проглатывает жизнь всех живых существ. Тогда маги попытались увидеть, что же при этом происходит с сутью человека – осознанием. Их видение смерти оказалось убивающим всякую надежду зрелищем.

Первое описание смерти появляется у Кастанеды в книге «Отдельная реальность». Дон Хуан рассказывает, как он увидел смерть собственного сына. «На него свалился обломок скалы, когда мы работали на строительстве Панамериканской магистрали... Подойдя к месту обвала, я понял, что он уже практически мёртв... Я остановился перед ним и сказал парням из дорожной бригады, чтобы они его не трогали... Я стоял рядом, но не смотрел, а сдвинул восприятие в положение видения. Я видел, как распадается его жизнь, расползаясь во все стороны подобно туману из мерцающих кристаллов. Именно так она разрушается и испаряется, смешиваясь со смертью. Вот что я сделал, когда умирал мой сын. Это – единственное, что вообще можно сделать в подобном случае. Если бы я смотрел на то, как становится неподвижным его тело, то меня бы изнутри раздирал горестный крик, поскольку я бы чувствовал, что никогда больше не буду смотреть, как он, красивый и сильный, ступает по этой земле. Но я выбрал видение. Я видел его смерть, и в этом не было чувства печали, не было вообще никакого чувства. Его смерть была равнозначна всему остальному».8

В той же книге нагваль подробно рассказывает Карлосу о стадиях увиденного магами умирания. «Первая – отключение, провал в черноту. Она не имеет особого значения... Человек ощущает легкость. Она дает иллюзию счастья, целостности и ощущение тотального спокойствия всего бытия. Но эта стадия весьма поверхностна. Скоро она проходит, и человек попадает в другую сферу – сферу жестокости и силы. Эта вторая стадия... В это мгновение мы снова становимся в каком-то смысле самими собой. И смерть с силой бьёт нас снова и снова, яростно и спокойно, пока наша жизнь не растворится, превратившись в ничто». Далее дон Хуан говорит Кастанеде, что смерть «войдёт в тебя с бешеной неуправляемой силой и заставит тебя рассеяться. Ты станешь плоским и рассеешься по всей земле, по всему небу и за его пределами. И ты будешь похож на туман из мельчайших кристаллов, которые будут уплывать, уплывать, уплывать».9

Немного по-иному описание смерти было повторено в книге «Сказки о силе». В момент удара смерти тональ (всё, что относится в человеке к миру повседневности, включая физическое тело и психику; по сути, это обычный «немагический» человек) начинает осознавать самого себя. «Такое осознание – это всегда потрясение, потому что оно разрывает пелену нашей умиротворённости. Я называю его целостностью существа, которое умрёт... В момент смерти другой член истинной пары – нагуаль – становится полностью действенным. Все осознание, воспоминания, восприятие, накопившееся в наших икрах и бедрах, в нашей спине, плечах и шее, начинают расширятся и распадаться. Как бусинки бесконечного разорванного ожерелья, они раскатываются без связующей нити жизни».10

Здесь гибель осознания дон Хуан описывает не как пожирание его Орлом, а как рассеивание в Нагвале, но, по сути, это одно и тоже. «Как только сила жизни оставляет тело, все единые осознания распадаются и возвращаются туда, откуда они пришли – в нагуаль».11 Такое возвращение для частиц осознания есть слияние-уничтожение, окончательная смерть человека. После такого растворения невозможно никакого нового включения частиц осознания в круговорот бытия, как это происходит, согласно буддистской доктрине, при перевоплощении. «Когда сила жизни иссякнет – не будет никакого способа вновь собрать пучок».12

Итак, смерть с точки зрения мексиканских магов означает разрушение энергетической структуры, рассеивание составляющих её энергий. Осознание человека – «сердцевина» кокона, образованная сочетанием эманаций, также гибнет, навечно исчезая в Нагвале. Потусторонняя жизнь души, таким образом – лишь миф, созданный для собственного утешения людьми, не способными увидеть смерть.
Вывод об окончательной смерти человека стал основой мировоззрения толтеков и главным стимулом для их весьма рискованных занятий. Убеждение, что они навсегда и полностью исчезнут, заставляло магов переделывать свою жизнь с огромной энергией. С их точки зрения, обычные люди, не отдающие себе отчёта в скорой гибели, заполняют свою жизнь бесполезной суетой, «бесконечной глупостью». Для воина же смерть – вызов, поэтому его жизнь – борьба с собственной аннигиляцией, становится возвышенной и осмысленной. По сути, без убежденности в скорой смерти не было бы самих новых видящих и их абстрактной магии.

Дон Хуан требовал от Кастанеды, чтобы он сосредоточил внимание на смерти, отбросив сожаление, печаль и тревогу. «Сосредоточить внимание на том факте, что у тебя нет времени. И пусть действия твои текут соответственно. Пусть каждое из них станет твоей последней битвой на земле. Только в этом случае каждый твой поступок будет обладать законной силой. А иначе всё, что ты будешь делать в этой жизни, так и останется действиями робкого и нерешительного человека... Если тебе предстоит умереть, у тебя просто нет времени на проявления робости и нерешительности. Нерешительность заставляет тебя цепляться за то, что существует только в твоём воображении. Пока в мире – затишье, это успокаивает. Но потом этот жуткий таинственный мир разевает пасть, намереваясь тебя проглотить, и ты с полной очевидностью осознаёшь, что все твои проверенные и надёжные пути вовсе такими не были. Нерешительность мешает нам испытать и полноценно использовать свою судьбу – судьбу людей».13

На идее окончательной и полной смерти толтеки, по сути, построили впечатляющую религиозную систему. В ней, как в каждой религии, сообщается о трансцендентном источнике бытия, об иных мирах, о потусторонних силах, дружественных и враждебных человеку, о приобретении бессмертия как цели человеческого существования. Учение видящих о самодисциплине и безупречности - адекватном расходовании энергии, близка к этическим правилам мистиков традиционных конфессий: смирению, целомудрию и нестяжанию. Однако во взглядах на душу и посмертную судьбу человека толтеки непримиримо расходятся со всеми другими религиями.
Почему, в отличие от Правила видящих, традиционные религии учат о продолжении жизни в инобытии? Может быть, мистики других религиозных систем просто не смогли воспринять неизбежный разрушительный финал каждого человека? А может быть, сами видящие ошиблись в своём приговоре?
 

* * *

Используемая литература:

1 Мир Карлоса Кастанеды. Дайджест № 1, Киев, 1996, С.64

2 Кастанеда К. Дар Орла. Огонь изнутри. Киев,1993, С.140-41

3 Там же...С.141

4 Там же...С.295

5 Там же...С.298

 6 Там же...С.141

7 Мир Карлоса Кастанеды. Дайджест №6, Киев, 1998, С.41

8 Кастанеда К. Учение дона Хуана. Отдельная реальность. Путешествие в Икстлан. Киев, 1992, С.265

 9 Там же...С.369-371

10 Кастанеда К. сказки о силе. Второе кольцо силы. Киев, 1992, С.135

11 Там же...С.276

12 Там же...С.277

13 Кастанеда К. Учение дона Хуана. Отдельная реальность. Путешествие в Икстлан...С.538