Апокрифы, околохристианские тексты

Библиотека Наг-Хаммади | Новозаветные апокрифы | Ветхозаветные апокрифы | Герметизм | Гностицизм | Свитки Иудейской пустыни | Исследования

А. Мома

Заметки о гностических книгах Иеу


    Все знают о Египетской и Тибетской Книгах Мертвых. Но есть и Христианские Книги Мертвых, и таковыми являются две гностические Книги Иеу из Кодекса Брюса. На сегодняшний день даже людям, интересующимся гностицизмом, мало что известно об этих Книгах (1).

    Интервалы в самом тексте занимают комплексные символические диаграммы, указывающие на многочисленные "Имена Бога и Сил". Не вызывает сомнений, что эти Имена использовались как мантры, озвучиваемые в ритуальных декламациях. Имена, приводимые в этих диаграммах (2) состоят из длинных серий гласных звуков, которые, подобно Великому Имени "ИЕУ", предназначались для речитатива или пения. Такая техника Посвящения в Божественные Имена встречается и в других ритуальных традициях Ближнего Востока (например, в Каббале или в Авраамовой Абуляфии) для изменения сознания в медитации. Необходимо помнить, что сердцевина Гнозиса - индивидуальный опыт погружений в божественные сферы. Книги Иеу воспроизводят как часть космологических построений гностиков, так и часть ритуалов, использовавшихся в мистериях Посвящения и медитациях, направленных на достижение изменённых состояний духовного сознания.

    Христос в этих книгах является ключевой фигурой (хотя это именно так далеко не во всех текстах "христианского гностицизма"), и чтобы осознать его роль в этих Книгах, нам необходимо помнить, что они были созданы этническими египтянами, ставшими христианами уже в поздне-эллинистический период, примерно с начала II по начало IV вв. нашей эры (3). Египтяне здесь, несомненно, преобразовали свои древние верования, выраженные ими в Египетской Книге Мертвых, в христианскую форму. Так, Христос сочетает в себе функции Хоруса (или Харона у греков) как проводника душ, Анубиса как поддерживающего их равновесие и Маата как Принципа Истины (между которыми и вынуждены балансировать все поступки умерших), Тота как хроникера результатов этого испытания, Осириса как судьи и Тифона как палача.

    Египтяне осознавали сходство между смертью как Посвящением и эзотерическим символизмом Посвящения как смертью, поскольку понимали, что оба этих опыта, по самой сути своей, внетелесны. Именно поэтому Христос наставляет своих учеников придерживаться высочайших этических требований и духовной дисциплины. Даже поверхностное чтение Книг Иеу ярко высвечивает такой подход, резюмировать который можно словами, сказанными Иисусом еще в Первой Главе Первой Книги: "Благословен тот, кто распял мир, и кто не дал миру распять его".

    Книги Иеу насыщены колоссальным материалом для исследователей гностической космологии и сотереологии (4), поэтому целью данных заметок является лишь исследование одной, но ключевой их темы - темы восхождения души (5)

    В Книгах Иеу Христос четко дает понять: чему бы он ни учил, всё это душа должна сделать после того, как покинет тело. Причем тело здесь явно рассматривается как механизм функционирования сознания, а душа как носитель личных качеств человека. В тексте Христос затрагивает различные уровни реальности, отталкиваясь от уровня "здесь и сейчас". Он, как и в текстах Нового Завета, как и в других гностических  евангелиях, особенно в Книгах Пистис Софии, пользуется языком символов, неких видений, метафор и аналогий. Так, то, что происходит на данном уровне Реальности в течении Посвящения переживается здесь также как смерть, поскольку в обоих случаях душа покидает тело для того, чтобы познать данную Реальность. Следовательно, Посвящение и есть парафраз смерти, а наиболее близкой аналогией смерти является Посвящение. Таким образом, резонно изучать герметические и гностические практики (6), завеса таинственности над которыми приоткрывается нам в Книгах Иеу, чтобы понять, как гностики понимали процесс умирания человека.

    Привилегией людей, как учит нас любая эзотерическая религиозно-философская система, является то, что люди, в отличие от животных (которым доступно только посмертное путешествие), могут дважды совершать путешествие души. Предваряет этот опыт посвятительно-мистериальная стадия, где они, в том числе, подвергаются весьма тяжелым - и не только духовным - испытаниям. Затем это уже опыт восхождения души и погружение в движение сокрытых процессов Космоса для того, чтобы загладить карму (7) и изменить характер своих будущих инкарнаций (или метемпсихозов у пифагорейцев и платоников); и, наконец, задачей гностика является повтор этого опыта после смерти тела. Эти постулаты очень хорошо применимы к практике раннехристианского гностического эзотеризма (8), равно как и к духовной практике пост-гностических школ: тамплиеров, франкмасонов, розенкрейцеров и т.п. Хотя женщины также могут совершать подобное путешествие, а в ряде случаев гностические тексты явно делают им знаки повышенного внимания (9), в наших Книгах речь идет о т.н. Мужских Путешествиях.

    В основном душа должна управлять внутренним видением через сознательную и обдуманную визуализацию, фокусирующуюся, в свою очередь, на каждой планете (10). Поэтому в Первом Мужском Путешествии мы смотрим на планеты. Но это только некий разбег. Второе Путешествие требует от нас рассматривать смерть как Посвящение. Таким образом, если Первое Путешествие священно, то Второе - посвятительное. Вот почему наше Второе Путешествие дает нам возможность как бы перепрограммировать наши будущие воплощения.

    Итак, что мы видим в тексте? В Первом Путешествии, во-первых, Душа уносится из тела, так что это уже определенно внетелесный опыт. Во-вторых, грехи смываются, или карма стирается. Они трансформируются в Чистый Свет. То есть скрытые процессы в Космосе направлены на освобождение души или, как минимум, на изменение характера будущих воплощений человека. В-третьих, есть еще и Второе Мужское Путешествие, состоящие из семи ступеней. Душа достигает Сокровища Света, а уже находясь внутри него -
1. Следует внутрь Смотрителей, символизируемых гностиками буквами ?, альфа, а в Первом Путешествии - Лунным Путем (Тропой)
2. Следует внутрь Трех Аминь, символизируемых гностиками буквой  ?, эпсилон, а в Первом Путешествии -  Путем Меркурия.
3. Следует внутрь Близнецов, символизируемых гностиками буквой ?, эта, а в Первом Путешествии -  Путем Венеры.
4. Следует внутрь Троесильного, символизируемых гностиками буквой ?, йота, а в Первом Путешествии -  Путем Солнца.
5. Следует внутрь Порядков (Чинов) Пяти Деревьев, символизируемых гностиками буквой ?, омикрон, а в Первом Путешествии - Путем Марса.
6. Следует внутрь Семи Гласов, символизируемых гностиками буквой ?, ипсилон, а в Первом Путешествии - Путем Юпитера.
7. Пребывает в Месте Невыразимых, символизируемых гностиками буквой ?, омега, а в Первом Путешествии - Путем Сатурна. (11)

    В-четвертых, освобожденные души пребывают в Месте Невыразимых (Сущностей) Сокровища Света. В-пятых, на каждом шагу душе даются Печати и Тайны, поскольку она уже стяжала Тайны прежде, чем изошла из тела. Это делается для того, чтобы во время Первого Путешествия мужчина ощутил боль и обрел свою рану, которая исцелит его душу. То есть, чтобы он осуществил Глубокие Мужские Познания Света. (12)

    Хочется надеяться, что Книги Иеу еще найдут в нашей стране своего достойного и дотошного исследователя (13), ведь они заслуживают серьезного анализа не меньше, чем любой сложнейший текст, например, из Кодексов Наг Хаммади.
 
 
 

Примечания

1. (2-я Кн. Иеу частично - гл. 45-47 - в русском переводе публиковалась М.К. Трофимовой в Вестнике Древней Истории №1\2000, тогда как полностью 2-я Кн. Иеу состоит из 11-ти глав -  42-52.)
2. которые не переведены с коптского и даже не помещены в переводах на европейские языки в виде транслитерации
3. действительно, здесь вряд ли речь может идти о переводе с греческого, как это, видимо, было в случае с Пистис Софией; хотя в тексте и используются греческие буквы, это, скорее всего, заимствования из мистерий Древней Эллады
4. и, кстати, совсем "не избалованы" их вниманием
5. Напомним, что в том же Кодексе Брюса, или Оксфордском Кодексе, есть фрагмент несохранившегося текста, вероятно, полностью посвященного путешествиям души, но этот фрагмент по содержанию ближе, скорее, к IV Книге Пистис Софии, а отчасти и к III-й, чем к нашим Книгам Иеу
6. причем сведений о первых куда больше, чем о вторых - ярким примером здесь является Библиотека Герметической литературы в Амстердаме, где представлена hermetica как в узком, так и в широком смысле
7. у гностиков есть божества, ответственные "за карму" - Судьба, она же, как и у др. греков вообще, Геймарменэ, и Доля
8. тогда как для "традиционного" христианства с точки зрения душеспасения по-настоящему важен, похоже, только опыт страданий
9. достаточно вспомнить III Книгу Пистис Софии, почти всю состоящую из "мистической беседы" Иисуса именно с Марией Магдалиной
10. вспомним, что современная астрология именно эту фокусировку нам и советует, советовали это и гностические астрологи
11. Подобные выкладки, конечно, бессмысленны для непосвященных в гностические мистерии. Ведь здесь зашифрованы пути правильного разумения, видения, Откровения, воображения, интуиции и вдохновения. Нам не понять этого, просто читая об этом, это надо пережить в личном, непосредственном опыте, считали авторы наших Книг и вкладывали в уста Иисуса именно такое понимание Истины. Всё вышесказанное, пожалуй, является хорошим ответом недоброжелателям гностиков, считавшим все их построения надуманными и схоластическими.
12. Вспомним, кстати, о том, что гностические тексты, особенно Пистис София, населены персонажами с ярко выраженным мужским началом: Дитя Ребенка (он же, по версии М.К. Трофимовой, - Сын Сына), Троемужеский Ребенок и т.п.
13. Западные исследования (нам известны только англоязычные их версии):
Ed. by Carl Schmidt. The Books Of JEU and The Untitled Text in the Bruce Codex. Leiden, 1978.