Быт
| Исх | Лев
| Чис | Втор
| Нав | Суд
| Руфь | 1Цар
| 2Цар | 3Цар
| 4Цар | 1Пар
| 2Пар | 1Езд
| Неем | 2Езд
| Тов | Иудифь
| Есф | Иов
| Пс | Притч
| Еккл | Песн
| Прем | Сир
| Ис | Иер
| Плач | Посл
Иер | Вар | Иез
| Дан | Ос
| Иоил | Ам
| Авд | Иона
| Мих | Наум
| Авв | Соф
| Агг | Зах
| Мал | 1Мак
| 2Мак | 3Мак
| 3Езд |
||||
|
Буддизм и Гнозис ... Назовем (тридцать - А.М.) основных сходств между гностицизмом и буддизмом Махаяны: 1) Спасение исходит от гнозиса, или джняны, и ничто помимо него не может привести к спасению. Оба слова происходят от одного и того же индоевропейского корня "гн". К тому же буддизм учит, что "незнание" (авидья) - корень всякого зла и стартовая точка появления причинно-следственных связей, с чем согласны - хотя, возможно, и не все - гностики. Гностическое знание исходит от откровения, хотя каждый может постичь его на собственном опыте. 2) В обеих системах мысли существуют три критерия духовных заслуг:
3) Важна та критическая роль, которую в обеих системах играет мудрость.
При этом мудрость рассматривается с трех позиций:
4) И Махаяна, и гностики равнодушны к историческим фактам и стремятся
заменить их мифами. Это делается как минимум двумя способами:
5) В обеих системах прослеживается четкая тенденция к антиномичному философствованию. 6) В отличие от теистических религий, и Махаяна, и Гнозис отличают чистую и статичную Божественность (в Дигха-Никайе I,18 сказано, что "в народной вере Он - Победитель, Непобежденный, Всевидящий Господь-Смотритель") от активного Бога-творца, помещенного на более низкий уровень бытия. Так, буддисты говорят об Абсолюте = Нирване, Будде, Области Дхармы, Suchness, и т.п. Демиург же может быть и Сатаной христиан, и демоном Марой буддистов. 7) Обе системы претендовали на элитарность и избегали массового распространения. 8) Наконец, хотя и не в последнюю очередь, следует отметить, что обе системы пользовались метафизикой (причем монистической в том смысле, что она предписывала умственное, эмоциональное и волевое отвращение от множества вещей и в той или иной степени отстаивала воссоединение с Единым, возвышающимся над миром множественности). 9) В обеих системах есть змеи (Офис гностиков и Нагас буддистов - А.М.), связанные с Мудростью. 10) В обеих системах есть высшая астрология, доныне широко распространенная в буддийских странах (см. Pistis Sophia и Книги Иеу гностиков и Калачакра-тантру буддистов - А.М.). 11) Обе системы используют силу тайных формул, мантр или слогов. 12) Обе системы ставят особый акцент на Свете (у греков это Фос, у индусов - Алока, т.е. не-земля). 13) Обе системы тяготеют к синкретизму. 14) Совершенные обеих систем являют миру высшую степень духовности, демонстрируя свои Сверхъестественные Силы. 15) Более философичные авторы и тексты Праджняпарамиты (особенно Праджняпарамита сутра - А.М.) являют нам множество словесных concidences; здесь София гностиков - ойкия мудрых, Праджняпарамита - их вихара, т.е. жилище (Сокровище Света у гностиков - А.М.), греч. Фосфорос (Несущий Свет) соотносим с санскр. Алокакари, греч. Ахрантос - с санскр. Анупалипта (Непорочный) и т.п. 16) Существует некая связь между Духом Обманным гностиков (см. Pistis Sophia - А.М.) и Пративарника Праджняпарамита или Иллюзорной Дхармой китайской буддийской традиции. 17) Фигура Ямы, бога смерти, вообще кажется срисованной у гностиков. 18) Для гностиков всегда были очень важны Печати; им аналогичны Мудра позднего буддизма. 19) Целый ряд небольших сект являют пример преданности отдельным личностям, радикально порывая тем самым с "корневой традицией", например, Каину (гностики-каиниты, описанные ересиологами - А.М.) и Девадатте буддистов. 20) Формула "Да будет так, ибо это так" очень напоминает санскритскую evam sati idam hoti. 21) Обе системы являют нам привязанность к сексуальной образности. 22) Спасение в обеих системах уподоблено "пробуждению" и впоследствии видна тенденция рассматривать сей мир "как он есть" как сон, как нечто полностью несубстанциальное, как "ничто". 23) В обеих системах сексуальная связь и грубая пища играют решающую роль в постепенной деградации человечества. 24) Философумены Ипполита обращаются к "бактрийской" гностической доктрине, согласно которой Сын Божий поначалу родился не в Вифлееме, но воплощался на земле прежде и будет воплощаться снова. (Это близко к буддийской концепции реинкарнаций вообще и "множества Будд" в частности, последний из которых, Майтрейя, "еще грядет" - А.М.) 25) Существует ряд сходных черт между манихейским Посланником и Боддхисаттвой Махаяны. 26) Манихейские размышления об омерзительности тела напоминают нечто похожее из буддийских медитаций на асубха. 27) Акценты в буддизме и манихействе ставятся на покое, личной святости и не причинении вреда живому (ахимса буддистов). 28) Ганс Йонас пишет о гностических Избранных, что они "должны вести монашескую, вполне аскетичную жизнь, возможно, по образцу буддийского монашества". (Христианское монашество тогда еще не возникло - А.М.) 29) Небесные Пентады манихеев и некоторых гностиков очень похожи по описаниям на те же Пентады Ваджраяны (см. Hoffman. "Religions of Tibet", 1956). 30) Троичное Тело Будды сопоставимо с Тройным Иисусом манихеев. Эти три формы Иисуса таковы: i) трансцендентальная (дхармакайя буддистов), ii) историческая (нирманакайя), iii) "Иисус претерпевший" (самбхогакайя). --------------------------
Краткий перевод с английского тезисов данной статьи выполнил Алексей Мома по изданию: "Le Origini dello Gnostiсismo. Colloquio i Messina, 13-18 apr., 1966". Leiden, E.J. Brill, 1967. Стр. 651-667. |
Быт
| Исх | Лев
| Чис | Втор
| Нав | Суд
| Руфь | 1Цар
| 2Цар | 3Цар
| 4Цар | 1Пар
| 2Пар | 1Езд
| Неем | 2Езд
| Тов | Иудифь
| Есф | Иов
| Пс | Притч
| Еккл | Песн
| Прем | Сир
| Ис | Иер
| Плач | Посл
Иер | Вар | Иез
| Дан | Ос
| Иоил | Ам
| Авд | Иона
| Мих | Наум
| Авв | Соф
| Агг | Зах
| Мал | 1Мак
| 2Мак | 3Мак
| 3Езд |
||||
|