Быт
| Исх | Лев
| Чис | Втор
| Нав | Суд
| Руфь | 1Цар
| 2Цар | 3Цар
| 4Цар | 1Пар
| 2Пар | 1Езд
| Неем | 2Езд
| Тов | Иудифь
| Есф | Иов
| Пс | Притч
| Еккл | Песн
| Прем | Сир
| Ис | Иер
| Плач | Посл
Иер | Вар | Иез
| Дан | Ос
| Иоил | Ам
| Авд | Иона
| Мих | Наум
| Авв | Соф
| Агг | Зах
| Мал | 1Мак
| 2Мак | 3Мак
| 3Езд |
||||
|
Гностицизм и новозаветные тексты Если внешний наш человек и тлеет,
то внутренний со дня на день обновляется.
2 Кор., 4.16.
Гностицизм в своей сугубо космологической ипостаси НАПРЯМУЮ повлиял скорее на более позднюю церковно-христианскую ангелологию календарей и молитвословов, чем на "официальное", новозаветное христианское Откровение, канонизированное в изрядно усеченном и, как считают многие, сфальсифицированном виде, лишь в IV веке. Однако, если рассматривать это новозаветное Откровение, то нам представляется безусловным, хотя и далеко не всеохватным, гностическое влияние на почти все, как отмечает Е.П. Блаватская, новозаветные тексты, связанные с именем Св. Иоанна1 - особенно на "Откровение" и на "Четвертое Евангелие"2, а также на часть Посланий Св. Павла, т.е., как минимум, на Послание Ефесянам и на Второе Послание Коринфянам. О Павле как о "выдающемся гностике" Блаватская также упоминает многократно, но менее аргументированно, чем об Иоанне. В то же время из Ефес., например, сразу вспоминаются так и напрашивающиеся на цитирование "устроение полноты (т.е. Плеромы - А.М.) времен, дабы всё небесное и земное соединить под главою (т.е. при посредничестве - А.М.) Христа" (Ефес., 1.10) и откровение "всем, в чем состоит домостроительство Тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге... дабы ныне соделалась известной через Церковь (здесь явно в валентинианском смысле - А.М.) начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия" (там же, 3.9-10), а также призыв "облечься в нового человека, созданного по Богу,3 в праведности и святости истины" (там же, 4.24) и весьма любопытная констатация того, что, например, "всё, делающееся явным, Свет есть" (там же, 5.13) и т.п. В 2 Кор., в свою очередь, можно проследить следующие явно гностические мотивы: "Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог4, который и запечатлел (вспомним гностические Печати - А.М.) нас и дал залог Духа в сердца наши (2 Кор., 1.21-22); наконец, упомянем замечательный момент в этом тексте: "Доныне, когда они5 читают Моисея (и, возможно, вовсе не Пятикнижие - А.М.), покров6 лежит на сердце их, но когда обращаются к Господу, тогда этот покров снимается. Господь есть Дух, а где Дух Господень7 - там свобода. Мы же все, открытым лицем, как в зеркале8, взирая на Славу Господню, преображаемся в тот же образ от Славы в Славу, как от Господня Духа (там же, 3.15-18). Это только некоторые примеры подобных соотношений гностического и канонического в раннехристианских текстах. Что же касается такого, в общем, ключевого гностического термина, как Плерома (Полнота), то он, будучи сугубо техническим в валентинианском (т.е., заметим, наиболее христианизированном) гностицизме, используется в явно составленном позже нынешнем Новом Завете уже не менее 17 раз (см., напр., Мф., 9.16; Мк. 6.43, 8.20, Ин. 1.16, Рим. 11.12, 11.25, 13.10, 15.29; 1 Кор. 10.26; Гал. 4.4, Ефес. 1.10, 1.23 (выше цит. нами), 3.19, 4.13, Кол. 1.19, 2.9). Прослеживается также использование термина "Премудрость" (или "София" у греков и коптов) в литературе иудейской мудрости - от Притч, Сирах. и Премудр. до трудов Аристобола и Филона Александрийского. Очевидно, что в новозаветных текстах также есть подобное заимствование у иудеев и гностиков - например, тот же Павел говорит о Христе-Спасителе9 (см. 1 Кор. 1.24 и ср. 1.30) как о Силе Божьей и Мудрости10 Божьей" - легко вспомнить в этой связи, что, по данным ересиологов, многие гностики говорили о некоей плероматической андрогинной сизигии Христос + София. Слово "Эон" в классических христианских текстах переведено на русский как "Век" и относится, как видно, строго ко времени, тогда как в гностицизме - также к эманациям из Первого Божества. R. Mc. Wilson пишет в этой связи11,
что "гностицизм второго века - не просто отклонение внутри христианства,
но объединение христианских идей с идеями, взятыми из других источников".
Правда, хочется поправить автора процитированного высказывания: не взятыми
из других источников, но оказавшиеся также и в других источниках как частички
некогда единой Божественной Мудрости. Возможно, автор верит в это также,
как и мы, но не может высказать этих мыслей вслух, рискуя лишиться авторитета
"строгого ученого". Мы же здесь не боимся ни "строгих ученых", ни всё крепнущих
у нас клерикалов с их извечным "осуждением новых еретических толкований
Писания".
Примечания 1 См., среди многих прочих работ Е.П. Блаватской, теософские и во многом гностические по сути своей "Комментарии на Евангелие от Иоанна". 2 хотя оно прослеживается и в текстах Первого Соборного Послания Иоанна, дорого, например, стоят в этом смысле такие пассажи, как "Бог есть Свет (вспомним гностический Свет Светов - А.М.), и нет в Нём никакой (т.е. всё сгущающейся по мере прохождения Божеством дальнейших эманаций - А.М.) тьмы" (1 Ин., 1.5), "Кто любит брата своего, тот пребывает во Свете" (там же, 2.10) "Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово (Оно же - Сын, или Логос - А.М.) и Святый Дух, и сии три суть едино (там же, 5.7) 3 т.е. в Первого Адама, тогда как Ветхий человек, очевидно, был создан теми самыми "начальствами" и "властями" в "небесах" 4 т.е. Бог, причем не иудейский Яхве, но Абсолют, и Христос-Логос - не одно и то же 5 т.е. "сыны Израилевы", причем под ними явно понимаются не только люди 6 вспомним "Тайну под покровом" в гностической Pistis Sophia 7 т.е. уже эманированный Дух, точнее, один из таких Духов 8 явный намек на гностические "зеркальные эманации" 9 Как отмечает A.F.J. Klijn в своем выступлении на мессинском коллоквиуме 1966 г. (см. ниже, прим. 11), в гностическом мифе о Спасителе важными являются следующие моменты: 1) Спаситель ниспослан с Небес (т.е. не рожден на Земле, но лишь со временем входит в приготовленное для него земное тело смертного человека); 2) Он ниспосылает вниз свою Небесную Славу, облекается в Небесное Одеяние, нисходит в Область Тьмы и является Силам Небесным в человеческом облике. Они не распознают Его, хотя и слышат Его голос. 3) Он побеждает Силы. 4) Он приходит на землю уже как Искупитель, чтобы искупить верующих в него. Они освобождаются вместе с Ним, т.к. они чужие на этой земле, как и Он сам. Затем Он открывает врата Гадеса (т.е. ада - А.М.) и указует путь наверх всем заточенным в земную плоть. 10 см. тж. уже цит. Ефес. 3.9-10 11 см. "Le Origini dello Gnostiсismo. Colloquio i Messina, 13-18 apr., 1966". Leiden, 1967, стр. 512 и далее |
Быт
| Исх | Лев
| Чис | Втор
| Нав | Суд
| Руфь | 1Цар
| 2Цар | 3Цар
| 4Цар | 1Пар
| 2Пар | 1Езд
| Неем | 2Езд
| Тов | Иудифь
| Есф | Иов
| Пс | Притч
| Еккл | Песн
| Прем | Сир
| Ис | Иер
| Плач | Посл
Иер | Вар | Иез
| Дан | Ос
| Иоил | Ам
| Авд | Иона
| Мих | Наум
| Авв | Соф
| Агг | Зах
| Мал | 1Мак
| 2Мак | 3Мак
| 3Езд |
||||
|