О цели христианской жизни

Справочные материалы:
Указатель Евангельских и Апостольских чтений церковных:
Годичный цикл
Праздников непереходящих
Общие святым
За упокой
На разные случаи
Указатель ветхозаветных чтений церковных (паримий):
Годичный цикл
Сырной седмицы и великого поста
Пятидесятницы
Общие на праздники и святым
На разные случаи
   

БИБЛЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

свящ гражд Названия месяцев
ДРЕВНИЕ и АССИРО-ВАВИЛОНСКИЕ,
и особые дни
дней соврем
I 7 АВИВ, НИСАН
14. Пасха (Исх. гл. 12; Лев 23:5; Числ 28:16).
16. Принесение первого снопа жатвы ячменя (Лев 23:10-14).
30 март
апрель
II 8 ЗИФ, ИЯР
14. Вторая пасха - для тех, кто не мог совершить первую (Числ 9:10-12).
29 апрель
май
III 9 СИВАН
6. Пятидесятница (Лев 23:16) или праздник седмиц (Втор 16:9-10). Принесение начатков жатвы пшеницы (Лев 23:15-21) и начатков всех плодов земли (Числ 28:26; Втор 26:2,10).
30 май
июнь
IV 10 ФАММУЗ
17. Пост. Взятие Иерусалима (Зах 8:19).
29 июнь
июль
V 11 АВ
9. Пост. Разрушение храма иерусалимского (Зах 8:19).
30 июль
август
VI 12 ЭЛУЛ 29 август
сентябрь
VII 1 АФАНИМ, ТИШРИ
1. Праздник труб (Числ 29:1). Новый год.
10. День очищения (Лев 16:29; 25:9).
15-22. Праздник кущей (Лев 23:34-36; Числ 29:12-35).
30 сентябрь
октябрь
VIII 2 ВУЛ, МАРХЕШВАН 29 октябрь
ноябрь
IX 3 КИСЛЕВ
25. Праздник обновления (1 Мак 4:52-59; Ин 10:22).
30 ноябрь
декабрь
X 4 ТЕБЕФ 29 декабрь
январь
XI 5 ШЕВАТ 30 январь
февраль
XII 6 АДАР
11. Пост Есфири (Есф 4:16).
14-15. Праздник Пурим (Есф 9:17-32).
29 февраль
март

В Библии священный год со времени исхода из Египта начинается с весны, с месяца авив, что значит месяц зрелого колоса (Исх 13:4; 12:2). Это был месяц весеннего равноденствия и время созревания ячменя (Лев 23:10-14). Позже он стал называться нисаном. В 14-й день этого месяца, который приходится в полнолуние, праздновали Пасху (Исх. гл. 12). Другие месяцы названий не имели, о них говорили: второй месяц, десятый месяц и т. д. Лишь в рассказе о постройке храма Соломона при участии финикийцев три месяца названы особо: зиф (месяц цветения)- 3Цар 6:1, афаним (месяц бурных ветров) - 3Цар 8:2, и бул (месяц произрастания) - 3Цар 6:38; это финикийские названия. После плена вавилонского появились ассиро-вавилонские названия месяцев: нисан (Неем 2:1), ияр, сиван (Есф 8:9), фаммуз или таммуз, ав, элул (Неем 6:15), тишри, мархешван, кислев или хаслев (Неем 1:1; Зах 7:1), тебеф (Есф 2:16), шеват (Зах 1:7) и адар (Есф 3:7). Те из них, которые не встречаются в Библии, известны по сочинениям Иосифа Флавия (I век по Р. Х.) и другим древним источникам.

Гражданский год начинался и кончался осенью (ср. Исх 23:16; 34:22), после уборки урожая (в месяце тишри). В Библии встречается счет месяцев и по священному и по гражданскому году.

Начало месяца определялось по появлению видимого серпа новой луны; этот день, новомесячие, был праздничным (Числ 10:10; 28:11,). От одного новолуния до другого проходит 29 ½ суток, поэтому месяцы имели продолжительность в 29 и 30 дней попеременно. 12 лунных месяцев составляют год в 354 дня, что на 11 дней меньше солнечного года. За три года разница между луннным и солнечным годом составит целый месяц, поэтому примерно раз в три года добавлялся 13-й месяц и получался год продолжительностью в 384 дня. Это делалось для того, чтобы авив оставался весенним месяцем.

В прилагаемой таблице указаны названия месяцев в священном и гражданском году (т. е. первый месяц, второй и т. д.), а также древние (ханаанские и финикийские) и послепленные (ассиро-вавилонские) названия в том виде, в каком они приведены в русской Библии. Обозначено количество дней в месяце, перечислены библейские праздники и посты и показано приблизительное соответствие библейских месяцев современным.

Дни недели, кроме субботы (шабат), особых наименований не имели, если не считать существовавшего в эллинистическую эпоху греческого названия дня перед субботой - параскеви, что значит «приготовление» (к дню покоя - субботе). Неделя завершалась субботой, поэтому «день первый» (после субботы, см. Мф 28:1) соответствует нашему воскресенью, «день второй» - понедельнику и т. д.

День (в смысле суток) начинался с захода солнца, т. е. с позднего вечера. В древности как ночь, так и день делились на три части: ночь на первую, вторую и третью стражи (Суд 7:19), а день - на утро, полдень и вечер (см. Пс 54:18). Позднее, со времен римского владычества, ночь делилась на четыре стражи (Лк 12:38; Мф 14:25) и вошло в употребление понятие «час»-двенадцатая часть дня или ночи (Мф 20:1-8; Деян 23:23).

К началу страницы